Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.
Сценарий открытого урока "Море и его обитатели"
СКАЧАТЬ (24.4 Kb) 28.05.2020, 14:13
Сценарий открытого урока «Море и его обитатели».
Автор: Емелюкова Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Цель: познакомить детей с морскими обитателями и их жизнедеятельностью.
Задачи: углубление знаний детей о морских обитателях, их отличительных признаках, развитее познавательной активности и творческих способностей; воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; расширение кругозора детей.
Оборудование:
- карандаши
- фольга
- соленое тесто
- картинки с морскими обитателями
- кроссворд

Ход урока.

1. Преподаватель.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получиться у нас.

Сегодня мы с вами познакомимся с морскими обитателями.
Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами. Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете: ветры разносят влагу по всему свету, она испаряется и восстанавливается вновь в виде дождя и снега, питает растительный и животный мир. Море кишит разнообразной жизнью.
На открытых водных пространствах, где нет ни каких укрытий, лишь большие размеры способны внушить страх хищнику и предотвратить нападение. Поэтому только далеко от побережья встречаются крупные морские обитатели: от китообразных, таких как касатки и киты, до больших рыб, таких как акулы. Акула - это очень древняя рыба, благодаря отпекаемой форме тела при движении вперед она испытывает очень маленькое сопротивление. Среди акул есть и внушающие ужас хищники, например синяя акула, которая считается акулой-людоедом, и тому есть не мало доказательств. И мирные поедатели планктона, такие как китовая акула. Китовая акула самая купная рыба в мире. А небольшие рыбы на открытых пространствах находят другие способы защиты, например: сардины и скумбрии собираются м многочисленные стаи.
На глубинах обитают в основном хищники, встречаются и очень забавные животные, например морские коньки, в отличие от привычных нам коней, морские коньки ведут малоподвижный образ жизни, они цепляются своими хвостиками за водоросли или кораллы, меняют цвет и становятся практически не заметными, сливаясь по цвету с кораллами. Кораллы это тоже маленькие животные, в колониях которых насчитывается миллионы особей, обитают они в тропических морях прикрепившись к их дну. Со временем один порожденный ими известковый скелет разрастается, образуя настоящие коралловые рифы, о которые разбиваются волны.
А медузу можно встретить как на глубинах, так и в открытых пространствах. Медуза состоит на 90% из воды, она выпрыгивает из воды и ныряет обратно.
В морях встречаются и много других обитателей, например: каракатица она, как и осьминог относится к отряду головоногих, но в отличии от осьминога имеет известковую раковину, которая расположена на спине. Каракатицу называют морским хамелеоном, из-за стресса, испуга, или в зависимости от окружающей среды, каракатица может очень быстро менять окрас.
В море плавает большое количество микроскопических организмов, которые не способны противостоять течениям, - животных (зоопланктон) и растительных (фитопланктон), по своему происхождению. Переносимый течениями он служит пищей, как для мельчайших рыб и ракообразных, так и для огромных млекопитающих, например для синего кита.

2. Преподаватель.
А теперь, я хотела бы, чтобы вы мне рассказали немного о других морских обитателях, для этого я буду загадывать вам загадки.

На доске висят картинки с морскими обитателями.
Преподаватель загадывает загадки, ученик, который отгадал правильно, выходит к доске, находит нужную картинку, и рассказывает о морском обитателе.
Отгадайте загадки:
1. Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает. (краб)
Ученик. По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна – хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.

2. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - …(осьминог)
Ученик. У осьминога нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так, потому что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. на них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги – настоящие хищники. Обычная их добыча – креветки, лангусты, крабы и рыбы.

3. Через море – океан
Плывет чудо – великан,
А ус во рту прячет. (кит)
Ученик. Крупнейшие животные на нашей планете – это киты. Самые большие из них – синие киты – достигают длины 30 метров и весят 150 тонн. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. Своих детенышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Киты – теплокровные животные, а от переохлаждения их защищает толстый слой подкожного жира.

4. Кто же в море
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
В море… (черепахи)
Ученик. В водах тропических морей обитают морские черепахи. Они полностью приспособлены для жизни в водной среде. Самые крупные морские черепахи – кожистые, их длина достигает двух метров, а вес 600 килограмм. Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные, которые едят растения, в основном, морскую капусту.

5. Как плывут они красиво-
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды…(дельфины)
Ученик. Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины – это ушедшие – когда-то в море люди, а потому между людьми и дельфинами много общего. И действительно, дельфины - самые разумные обитатели океана. К людям они относятся по-особому. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Дельфины легко приручаются человеком. Созданы многочисленные дельфинарии, где дрессировщики обучают различным цирковым трюкам.

3. Преподаватель.
Теперь мы с вами разгадаем кроссворд, и посмотрим, что вы запомнили, и как внимательно вы слушали меня и друг друга.
Вопросы. 1. Морская красавица, но больно обжигается. (медуза)
2. Большие любители морской капусты. (черепахи)
3. эта рыба очень древняя. (акула)
4. Морской житель, у которого нет твердого скелета. (осьминог)
5. Они разрастаются из кораллов. (рифы)
6. Самый большой обитатель планеты. (кит)
7. Пища почти для всех морских обитателей.
У нас получилось ключевое слово – дельфин.

М Е Д У З А
Ч Е Р Е П А Х И
А К У Л А
О С Ь М И Н О Г
Р И Ф Ы
К И Т
П Л А Н К Т О Н

4. Преподаватель.
Итак, мы разгадали кроссворд, и вы очень хорошо справились. Теперь давайте в заключении слепим из соленого теста фигурку, нашего морского друга.

Чтение стихов о морских обитателях.
1 ученик.
Краб играл в морской футбол,
Он забил клешнею гол.
То-то радостно всем было,
Что команда победила.
(Н. Мигунова)

2 ученик
Он живет на самом дне
На ужасной глубине –
Многорукий,
Многоногий,
Ногорукий,
Руконогий,
Ходит в море без сапог
Спрут Кольмарыч осьминог!
(Г. Кружков)

3 ученик
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хоть он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему – спасибо:
Тесно было бы не суше от огромной туши!
(Б. Заходер)

4 ученик
Золотым играет глянцем
Из воды торчащий панцирь.
Это что за зверь иль птаха?
Без сомнений черепаха.
(Н. Доброта)

5 ученик
По-над морем бродит
Ласковый туман.
По утрам выходит
К морю мальчуган.
Мальчик громко свистнет –
Из морских пучин
Выплывает быстро
Голубой дельфин.
(С. Баранов)
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: neamore1982
Просмотров: 549 | Загрузок: 281 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]