(24.4 Kb) | 28.05.2020, 14:13 |
Автор: Емелюкова Екатерина Александровна Должность: педагог дополнительного образования Цель: познакомить детей с морскими обитателями и их жизнедеятельностью. Задачи: углубление знаний детей о морских обитателях, их отличительных признаках, развитее познавательной активности и творческих способностей; воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; расширение кругозора детей. Оборудование: - карандаши - фольга - соленое тесто - картинки с морскими обитателями - кроссворд Ход урока. 1. Преподаватель. Ребята, готовы вы к уроку? На вас надеюсь я друзья! Мы хороший дружный класс, Все получиться у нас. Сегодня мы с вами познакомимся с морскими обитателями. Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами. Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете: ветры разносят влагу по всему свету, она испаряется и восстанавливается вновь в виде дождя и снега, питает растительный и животный мир. Море кишит разнообразной жизнью. На открытых водных пространствах, где нет ни каких укрытий, лишь большие размеры способны внушить страх хищнику и предотвратить нападение. Поэтому только далеко от побережья встречаются крупные морские обитатели: от китообразных, таких как касатки и киты, до больших рыб, таких как акулы. Акула - это очень древняя рыба, благодаря отпекаемой форме тела при движении вперед она испытывает очень маленькое сопротивление. Среди акул есть и внушающие ужас хищники, например синяя акула, которая считается акулой-людоедом, и тому есть не мало доказательств. И мирные поедатели планктона, такие как китовая акула. Китовая акула самая купная рыба в мире. А небольшие рыбы на открытых пространствах находят другие способы защиты, например: сардины и скумбрии собираются м многочисленные стаи. На глубинах обитают в основном хищники, встречаются и очень забавные животные, например морские коньки, в отличие от привычных нам коней, морские коньки ведут малоподвижный образ жизни, они цепляются своими хвостиками за водоросли или кораллы, меняют цвет и становятся практически не заметными, сливаясь по цвету с кораллами. Кораллы это тоже маленькие животные, в колониях которых насчитывается миллионы особей, обитают они в тропических морях прикрепившись к их дну. Со временем один порожденный ими известковый скелет разрастается, образуя настоящие коралловые рифы, о которые разбиваются волны. А медузу можно встретить как на глубинах, так и в открытых пространствах. Медуза состоит на 90% из воды, она выпрыгивает из воды и ныряет обратно. В морях встречаются и много других обитателей, например: каракатица она, как и осьминог относится к отряду головоногих, но в отличии от осьминога имеет известковую раковину, которая расположена на спине. Каракатицу называют морским хамелеоном, из-за стресса, испуга, или в зависимости от окружающей среды, каракатица может очень быстро менять окрас. В море плавает большое количество микроскопических организмов, которые не способны противостоять течениям, - животных (зоопланктон) и растительных (фитопланктон), по своему происхождению. Переносимый течениями он служит пищей, как для мельчайших рыб и ракообразных, так и для огромных млекопитающих, например для синего кита. 2. Преподаватель. А теперь, я хотела бы, чтобы вы мне рассказали немного о других морских обитателях, для этого я буду загадывать вам загадки. На доске висят картинки с морскими обитателями. Преподаватель загадывает загадки, ученик, который отгадал правильно, выходит к доске, находит нужную картинку, и рассказывает о морском обитателе. Отгадайте загадки: 1. Ловко мусор собирает, Дно морское очищает. (краб) Ученик. По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна – хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. 2. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног – Вот и весь я - …(осьминог) Ученик. У осьминога нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так, потому что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. на них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги – настоящие хищники. Обычная их добыча – креветки, лангусты, крабы и рыбы. 3. Через море – океан Плывет чудо – великан, А ус во рту прячет. (кит) Ученик. Крупнейшие животные на нашей планете – это киты. Самые большие из них – синие киты – достигают длины 30 метров и весят 150 тонн. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. Своих детенышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Киты – теплокровные животные, а от переохлаждения их защищает толстый слой подкожного жира. 4. Кто же в море В каменной рубахе? В каменной рубахе В море… (черепахи) Ученик. В водах тропических морей обитают морские черепахи. Они полностью приспособлены для жизни в водной среде. Самые крупные морские черепахи – кожистые, их длина достигает двух метров, а вес 600 килограмм. Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные, которые едят растения, в основном, морскую капусту. 5. Как плывут они красиво- Очень быстро и игриво! Нам показывают спины Из морской воды…(дельфины) Ученик. Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины – это ушедшие – когда-то в море люди, а потому между людьми и дельфинами много общего. И действительно, дельфины - самые разумные обитатели океана. К людям они относятся по-особому. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Дельфины легко приручаются человеком. Созданы многочисленные дельфинарии, где дрессировщики обучают различным цирковым трюкам. 3. Преподаватель. Теперь мы с вами разгадаем кроссворд, и посмотрим, что вы запомнили, и как внимательно вы слушали меня и друг друга. Вопросы. 1. Морская красавица, но больно обжигается. (медуза) 2. Большие любители морской капусты. (черепахи) 3. эта рыба очень древняя. (акула) 4. Морской житель, у которого нет твердого скелета. (осьминог) 5. Они разрастаются из кораллов. (рифы) 6. Самый большой обитатель планеты. (кит) 7. Пища почти для всех морских обитателей. У нас получилось ключевое слово – дельфин. М Е Д У З А Ч Е Р Е П А Х И А К У Л А О С Ь М И Н О Г Р И Ф Ы К И Т П Л А Н К Т О Н 4. Преподаватель. Итак, мы разгадали кроссворд, и вы очень хорошо справились. Теперь давайте в заключении слепим из соленого теста фигурку, нашего морского друга. Чтение стихов о морских обитателях. 1 ученик. Краб играл в морской футбол, Он забил клешнею гол. То-то радостно всем было, Что команда победила. (Н. Мигунова) 2 ученик Он живет на самом дне На ужасной глубине – Многорукий, Многоногий, Ногорукий, Руконогий, Ходит в море без сапог Спрут Кольмарыч осьминог! (Г. Кружков) 3 ученик Всю жизнь в воде проводит кит, Хоть он и не рыба. Он в море ест и в море спит, За что ему – спасибо: Тесно было бы не суше от огромной туши! (Б. Заходер) 4 ученик Золотым играет глянцем Из воды торчащий панцирь. Это что за зверь иль птаха? Без сомнений черепаха. (Н. Доброта) 5 ученик По-над морем бродит Ласковый туман. По утрам выходит К морю мальчуган. Мальчик громко свистнет – Из морских пучин Выплывает быстро Голубой дельфин. (С. Баранов) | |
Просмотров: 549 | Загрузок: 281 | |
Всего комментариев: 0 | |