Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.



Практическое применение элементов словесно – логического метода обучения
СКАЧАТЬ (75.9 Kb) 01.02.2020, 15:27
Цель обучения данным методом
При обучении студентов нам необходимо максимально использовать
мышление. Мышление – это целенаправленное опосредованное и
обобщенное отражение человеком существующих свойств и отношений вещей. Это
объективный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.
Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач, тогда
как теоретическое мышление направлено на отыскание общих закономерностей
(исходной основы), ответ - вторичным (результат развития, т.е. вопрос
предполагает ответ). Этот метод предполагает мыслительное умение сравнивать,
делать умозаключения, свести в единое целое различные данные Основными
формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются:
понятия, суждения, умозаключение.
Словесно - логический метод обучения разработали А.И.Гончарук и
В.Л. Зорина – сотрудники ИПК. Патент No126 от 29.03.1996г. Экспертного Совета
Международного педагогического изобретательства. А.И. Гончарук говорил на
своих лекциях о том, что если человек не признан умственно отсталым, он способен
мыслить. Мыслит человек понятиями.
Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства,
связи предметов и явлений. Суждение - это такая форма мысли, в которой
посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что – либо, о чем либо.
Например, клевер - это растение. Если в нашем сознании мелькают только одни
представления, а не было бы их логического сцепления, то не могло бы быть
процесса мышления. Жизнь слова реальна лишь в речи, в предложении. Понятия
живут в качестве суждений. Суждение, из которого выводится умозаключение – это
операция мышления, в ходе которой из составления ряда посылок выводятся новые
суждения.
На понимании этих процессов основан словесно-логический способ обучения.
Примерная схема позволяет работать над развитием мышления у студентов.
(Приложение No 1). Дано правило составления вопросов-суждений. Это: вопросное
слово – понятие – глагол - понятие - второстепенные члены предложения.
Например, почему Куликовскую битву называют Сталинградом 14 века? Признаки
окружающего мира начинаются с анализа (членения), средством которого является
вопрос, а заканчиваются синтезом (соединением) средством которого является
ответ. Следовательно, анализ и синтез это есть единство противоположностей
процесса познания.
Между вопросом и ответом существует диалектическая зависимость, при
которой вопрос всегда оказывается первичным. Это естественное принуждение,
высшей формой которого является самопринуждение, яркая состязательность,
различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу
каждого обучающегося. Сила данного метода – получать новые знания без
наблюдения и опыта, а лишь при помощи рассуждения и мышления. Исходное
должно быть истинным. Рассуждение должно быть правильным. Логика помогает
систематизировать и обобщать знания. Элементарной частицей мысли является
понятие. Технологический стержень обучения - анализ понятий. В мыслительную
деятельность обучающихся, я включаю операции с понятиями:
-определение понятия

-деление понятия (объем)
-обобщение понятия
-ограничение понятия
-формулирование проблемных вопросов
-нахождение противоположностей
-выявление противоречий
-нахождения путей решения противоречий.
Работа:
-индивидуально
-реже в группах (например, по материалам прессы, при проведении гражданского
форума, при обучающем зачете).
Развивается процесс вывода знаний самими студентами.
Критерий оценки задает преподаватель в начале занятия.
Например: 20баллов -5
15 баллов-4
10 баллов-3

Вопрос-суждение стоит 2 - балла, ответ-2балла; противоречие - 3 балла;
понятие -1 балл. Обучающийся сам считает баллы и оценку за них. Это важная
мотивация в получении лучшей оценки и в этом проявляется самопринуждение
обучающегося.
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: katsi87
Просмотров: 49 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]