Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.



Программа воспитательной деятельности родительского всеобуча "Поддержка семьи"
21.03.2020, 00:41
Программа
воспитательной деятельности
родительского всеобуча "Поддержка семьи"

Пояснительная записка
«Сколько-нибудь успешная воспитательная
работа была бы совершенно немыслима,
если бы не система педагогического просвещения,
повышение педагогической культуры родителей»
В. Сухомлинский.

Родительский всеобуч (обучение) – педагогическая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Просветительская работа родителей способствует повышению осознанности своих обязательств по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2019 - 2025 годы реализует национальный проект «Образование», где одним из приоритетных направлений является федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Он направлен на оказание комплексной психолого-педагогической информационно-просветительской поддержки родителям детей. Одной из важных задач ФГОС ДО (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 21.01.2019 N 31) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приоритетным направлением в образовательных организациях Костромской области является проект «Родительский всеобуч».
Родители - главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Актуальность
Семья – одна из необходимых и основных ступеней развития ребенка. Именно в семье происходит первичная социализация, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствовании семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей поможет в работе педагогам программа воспитательной деятельности «Поддержка семьи».

Проблема
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательным учреждением. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры. Выход из проблемы заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательной организацией.
Новизна
Новизна программы заключается в комплексном планировании работы и содержании программы по пяти направлениям работы ОО, в подборе инновационных средств, форм и методик в работе с родителями.
Основные принципы реализации программы:
• первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
• достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты);
• практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
• взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями воспитанников, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
Соблюдение представленных принципов позволит реализации программы пройти более эффективно.

Цель: содействие повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей.

Задачи:
• оказывать помощь в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умении применять их в общении;
• обучать эффективным способам общения с ребенком и тактике поведения в проблемных ситуациях его развития;
• создать условия для эффективного взаимодействия семьи и ОО для развития личности ребенка;
• привлекать родителей к активному участию в совместной деятельности с ребенком в воспитательно - образовательном процессе.

Ожидаемый результат:
• овладеют психолого - педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умении применять их в общении;
• научатся эффективным способам общения с ребенком и тактике поведения в проблемных ситуациях его развития;
• созданы условия для эффективного взаимодействия семьи и ОО для развития личности ребенка;
• принимают активное участие в совместной деятельности с ребенком в воспитательно-образовательном процессе.

План работы программы
Направление Мероприятие Возрастная группа
Социально-коммуникативное развитие
(Приложение 1.)
Анкета
Сведения о родителях
Социальный паспорт воспитанника
«Гендерное воспитание»
«О способах воспитания»
«Воспитание культурного поведения»
«Как вы готовите ребенка к школе»
«По трудовому воспитанию в семье»
младшая гр.
младшая гр.
подготовительная гр.
старшая гр.
средняя гр.
подготовительная гр.
старшая гр.
Советы родителям
«Как воспитать девочку и мальчика»
подготовительная гр.
Памятка
«Искусство наказывать и прощать»
«Секреты воспитания вежливого ребенка»
«По патриотическому воспитанию»
старшая гр.
средняя гр.
Буклет
«Если скоро в детский сад» +р.с.
«Адаптация детей в детском саду» + р.с.
Буклет - памятка
«Возрастные особенности детей 3-4 лет»
«Возрастные особенности детей 4-5 лет»
«Возрастные особенности детей 5-6 лет»
«Возрастные особенности детей 6-7 лет»
«Трудовое воспитание детей»
младшая гр.
младшая гр.

младшая гр.
средняя гр.
старшая гр.
подготовительная гр.
старшая гр.
Консультация
«Трудовое воспитание детей в семье»
«Детская инициатива»
«Как развивать память ребенка»
«Игрушки»
«Навык самообслуживания»
«Права ребенка»
старшая гр.

все возраста
все возраста
Мастер-класс
«Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников»

старшая гр.
Родительское собрание
«Азы воспитания»
«Воспитываем добротой»
«Давайте поиграем»
«Давайте познакомимся»
«Ребенок 4-5 лет»
«Мы уже старшие дошкольники»
«Наш сад. Наши дети. Наше будущее»
«Роль родителей в трудовом воспитании»
«Нравственно-патриотическое воспитание»
средняя гр.
старшая гр
младшая гр.
младшая гр.
средняя гр.
старшая гр.
подготовительная гр.
старшая гр.
средняя гр.

Познавательное развитие
(Приложение 2.)
Анкета
«Поисково-исследовательская активность детей»; «Познавательные интересы»
подготовительная гр.
средняя гр.
Консультация
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»
«Развитие математических способностей у дошкольников»
«Игра Б.И. Никитина «Сложи узор»

средняя гр.

старшая гр.

подготовительная гр.
подготовительная гр.
Памятка
«Развитие любознательности»
«Развитие любознательности»
«Как отвечать на детские вопросы»
средняя гр.
средняя гр.
средняя гр.
Буклет
«Волшебные палочки» старшая гр.
Буклет – памятка
«Развитие любознательности 3-4 лет»
«Развитие любознательности 4-5 лет»
«Развитие любознательности 5-6 лет»
младшая гр.
средняя гр.
старшая гр.
Мастер – класс
«Игры с волшебными палочками»
«Развивающие игры Б.И. Никитина»
старшая гр.
подготовительная гр.
Родительское собрание
Круглый стол «Растить любознательных»
средняя гр.
Школа для заботливых родителей
«Роль исследовательской деятельности в подготовке ребенка к школе»



подготовительная гр.
Речевое развитие
(Приложение 3.)
Анкета
«Какое место занимает речевое развитие в вашей семье?»

старшая гр.
Консультация
«Влияние потешки на процесс формирования речи младшего дошкольника»
«Воспитание сказкой детей младшего дошкольного возраста»
«Ваш ребенок плохо говорит»
«Зачем развивать мелкую моторику»

младшая гр.

средняя гр.
все возраста, старшая гр.
младшая гр.
Памятка
«Что нужно помнить при обучении дошкольника грамоте»
«Как читать детям»

подготовительная гр.
старшая гр.
Буклет
«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
«Как привить интерес к чтению»
«Тренируем пальчики – развиваем речь»

подготовительная гр.
старшая гр.
младшая гр.
Буклет – памятка
«Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»
«Памятка по развитию речи детей»

подготовительная гр.
старшая гр.
Родительское собрание
«Речевое развитие детей»
Семинар – практикум «Обучение грамоте»
старшая гр.
подготовительная гр.
Художественно-эстетическое развитие
(Приложение 4.)
Анкета «Растим творческую личность» подготовительная гр.
Консультация
«Как научить малыша обращаться с кисточкой»
«Как научить малыша пользоваться ножницами»
«Творческий ребенок»
«Нетрадиционные техники аппликации»
младшая гр.

средняя гр.
подготовительная гр.
подготовительная гр.
Практические рекомендации
«Все маленькие дети - художники!»
старшая гр.
Родительское собрание
«Растим творческую личность»
«Что такое творчество и как его развивать»
подготовительная гр.
средняя гр.
Советы «Развиваем художественное творчество»

Мастер – класс
«Нетрадиционные техники рисования»
старшая гр.
Памятка
«Средства изобразительной деятельности детей»
Физическое развитие
(Приложение 5.)
Анкета «Растем здоровыми» старшая гр.
Консультация
«В здоровом теле – здоровый дух»
«Плавание – одно из средств оздоровления детей»
«Режим дня в жизни ребенка»
«Здоровое питание – здоровый ребенок»
средняя гр.
подготовительная гр.

старшая гр.
старшая гр.
Памятка
«Десять золотых правил ЗОЖ»
старшая гр.
Буклет
«Памятка ЗОЖ»
подготовительная гр.
Родительское собрание
Круглый стол «Если хочешь быть здоров»
«Формула здоровья»
старшая гр.
подготовительная гр.

Содержание программы
Содержание программы разработано в соответствии с ФГОС ДО по пяти направлениям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».

«Социально-коммуникативное развитие»
Выявить знания, запросы и интересы по вопросам социально-коммуникативного развития.
Знакомить родителей с достижениями и трудностями воспитания детей в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения.
Подвести к пониманию ценности каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей.
Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.).
Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости – фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи - «01», «02» и «03» и т. д.).
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка.
Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Показывать необходимость формирования навыков самообслуживания.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду.
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции ориентируясь на потребности и возможности детей.
Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
(Анкета «Воспитание культурного поведения», памятка «Секреты воспитания вежливого ребенка», родительское собрание «Азы воспитания»)
«Познавательное развитие»
Выявить знания, запросы и интересы по вопросам познавательного развития.
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
Привлекать родителей к совместной с детьми познавательно- исследовательской деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие познавательного интереса ребенка.
(Анкета «Познавательные интересы», памятка «Развитие любознательности», родительское собрание «Растить любознательных»)
«Речевое развитие»
Выявить знания, запросы и интересы по вопросам речевого развития.
Обращать внимание родителей на возможности речевого развития ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.
Развивать у родителей навыки общения, используя различные формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность общения с ребенком.
Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми.
Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность речевого развития ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой, при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность.
Побуждать родителей поддерживать детское сочинительство.
(Анкета «Какое место занимает речевое развитие в вашей семье?», буклет – памятка ««Памятка по развитию речи детей», родительское собрание «Речевое развитие детей»)
«Художественно-эстетическое развитие»
Выявить знания, запросы и интересы по вопросам художественно-эстетического развития.
Показать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей.
Поддерживать стремление родителей развивать изобразительную деятельность детей в детском саду и дома.
Привлекать родителей к совместной с детьми деятельности: организовывать выставки семейного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Ориентировать родителей на совместное рассматривание декоративно- прикладного искусства; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Раскрывать для родителей возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, развлечения с участием родителей).
Информировать родителей о конкурсах по данному направлению в ДОО и городских, для развития творческих способностей ребенка.
(Анкета «Растим творческую личность», консультация «Творческий ребенок», родительское собрание «Растим творческую личность»)
«Физическое развитие»
Выявить знания, запросы и интересы по вопросам физического развития.
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения).
Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.
(Анкета «Растем здоровыми», памятка «Десять золотых правил ЗОЖ», родительское собрание - круглый стол «Если хочешь быть здоров».

Программа рассчитана на год с учетом возрастной группы, направлена на родителей воспитанников, может использоваться педагогами дошкольного учреждения разных возрастных групп, начинающими педагогами и студентами.
Форма работы может быть разной: с целой группой родителей, с подгруппой, индивидуально.
Модель взаимодействия ОО и семьи в вопросах развития ребенка по каждому направлению:

Выявление уровня знаний, запросов и интересов - Получение знаний - Обобщение и распространение опыта

Работа по данной модели позволяет структурировать деятельность педагога на уровне группы.

Методическое обеспечение
Для реализации цели и задач программы необходимо создание условий в ОО: сайт ОО, уголки для родителей, традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ОО, установления неформальных контактов.
К формам общения с родителями относятся:
• информационно-аналитические
• досуговые
• познавательные
• наглядно-информационные
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, знаний по какой-либо теме. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, социальный паспорт, «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и советы воспитателям ОО.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами, родителями и детьми.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого – педагогической компетентности родителей. Их суть – ознакомление родителей с психолого-педагогическими знаниями и формирование практических навыков воспитания детей. К таким формам относятся собрания, которые проходят в разных формах, с использованием ИКТ.
Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов: открытая совместная деятельность, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ, родительские уголки и наглядный материал для родителей.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Необходимым в работе с родителями является родительское собрание.
Обычное родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.
Активное собрание родителей предусматривает собой показ совместной деятельности, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания. Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.
Формы проведения активных родительских собраний:
«Родительские конференции» – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
«Круглый стол» с родителями расширяет воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Темы встречи могут быть различными. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.
«Деловая игра» - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Примерная структура игры такова:
1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования
2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.
3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
«Вечера вопросов и ответов» представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов.
Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний: «Педагогическая лаборатория», «Читательская конференция», «Аукцион», «Лекция – семинар», «Душевный разговор», «Мастер – класс», «Ток – шоу «Есть мнение»», «Педагогический консилиум», «Педагогический капустник».
«Педагогическая лаборатория». Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях. Воспитатель предлагает родителям заполнить анкету «Родитель – ребенок – детский сад» (Приложение).
Обсудите мероприятия, которые будут проводиться в течение года: интеллектуальные игры, тематические праздники, викторины, спектакли, конкурсы, веселые уроки, спортивные (эстафеты, веселые старты, олимпийские игры). Для каждого мероприятия выбирается инициативная группа, которая вместе с воспитателем будет отвечать за его подготовку и проведение. В начале года определяются количество мероприятий, содержание и др.
В конце года «педагогическая лаборатория» подводит итоги: воспитатель и родители анализируют прошедший год, полученные детьми знания, умения, навыки, достижения и ошибки.
Мероприятия варьируются в зависимости от возрастных особенностей детей, пожеланий и возможностей родителей.
«Читательская конференция».
За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, и воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещать суть темы и задает вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд «Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать, исходя из возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или выбрать тему, интересующую всех.
«Аукцион» - родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме. Совет, набравший наибольшее количество баллов, помещается на стенд «Копилка родительского опыта».
«Лекция – семинар».
Для проведения собрания в форме «лекции – семинара» необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты.
«Душевный разговор». Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.
«Мастер – класс». Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. За две недели до проведения собрания воспитатель предлагает нескольким родителям тему и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка читать, умываться, вести себя в транспорте и др.
«Ток – шоу «Есть мнение». Собрание в форме ток – шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают воспитатель, родители, можно пригласить и других специалистов.
«Педагогический консилиум». Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие разному возрасту детей.
На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ОО.
«Педагогический капустник».
Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.
Формы совместной деятельности: различные акции, тематические вечера, семейные гостиные, день семьи, семейные клубы, различные совместные праздники и досуги, прогулки и экскурсии педагогов и родителей, проектная деятельность педагогов, детей и родителей.
Акция – это действие, предпринимаемое для какой-либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.). Ее инициаторами в ОО могут быть как воспитатели, так и семьи воспитанников.
«Семейная гостиная» – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.
«День семьи» – особая дата в календаре, акцентирующая внимание общества на здоровой, полноценной, нравственно сильной семье, которая воспитывает достойных детей, самостоятельно разрешает свои проблемы и успешно преодолевает возникающие препятствия.
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей. Дети же приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров.
Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Можно постоянно оформлять групповой стенд «Для вас, родители», содержащий информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не каждый родитель принимает эту помощь. Но задача педагога, привлечь родителя к сотрудничеству, или по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.
Вывод: программа воспитательной деятельности будет вооружать родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивать единство воспитательных воздействий детского сада и семьи, обобщать и распространять положительный опыт воспитания, предупреждать родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекать их к активному участию в воспитательной работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.!!!!!
2. Педагогическое просвещение родителей: проект / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова и др.; под ред. проф. В.А. Лабузова. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009 – 188 с.
3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с
4. Метенова.Н.М .Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных уреждениях / Н. М. Метенова. - Ярославль : Индиго, 2019. - 31, [1] с.;
5. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. - Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». - 2019 г., 64 с.
6. Чиркова С.В.Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. – М.: ВАКО, 2009 – 256с.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
9. Государственная программа Российской Федерации... docs.edu.gov.ru›document/…/download/1337/
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: solnuschko
Просмотров: 7 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]