Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. Дискуссия «Что такое справедливость и как я ее понимаю?»
31.03.2020, 23:51
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
«Школа-интернат №2 им. Г. А. Карманова» г. Курска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

Дискуссия
«Что такое справедливость и как я ее понимаю?»

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ №1 МЕЛЕШЕНКО ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА. 1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ


г. КУРСК, 2020 г.
Тема: «Что такое справедливость и как я ее понимаю?»
Цель: Сформировать представление учащихся о понятии «справедливость».
Задачи:
1. Воспитывать чувство справедливости к окружающим людям и к себе.
2. Учиться уважать законы общества, в котором живем.
3. Формировать привычку жить по нормам социального общения. 4. Развивать культуру общения.
Форма: дискуссия, диалог, беседа.
Оборудование:
• Плакаты с высказываниями великих людей, изображение богини справедливости.
• Ребус.
Подготовительная работа.
• Найти высказывания о справедливости.
• Русские пословицы о справедливости.
• Притчи о справедливости.
• Видео.
• Подготовить презентацию.
Содержание воспитательского часа.
• Вступительное слово воспитателя.
• Высказывания о справедливости. (Презентация)
• Выступление воспитателя. (Презентация)
• Выступления воспитанников. (Притчи)
• Работа с пословицами.
• Ситуации.

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.
(Смит А.)
Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать.
(Лессинг)
Мир станет более справедливым, если станет более целомудренным. (Стендаль)

Ход.
Звучит песня о справедливости.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня воспитательский час посвящен убеждениям людей в том, что в мире добрые дела должны быть вознаграждены, а злые – осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а преступления – наказаны. Разгадав ребус, который представлен перед вами на экране, мы узнаем тему нашего воспитательского часа. (Справедливость).
Я приглашаю вас к разговору.
Поговорим?
О чем?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо
И хорошо не очень.
Что-то знаешь ты
А что-то вам неизвестно.
Поговорим? Поговорим. Вдруг будет интересно.

Упражнение «Салфетка».
• Оторвите у салфетки правый верхний угол, а теперь правый нижний. Затем оторвите левый нижний угол, теперь левый верхний угол. Разверните салфетку. Получились одинаковые? Так и в жизни, ребята, люди отличаются друг от друга, но нужно научиться уживаться вместе, несмотря на отличия.
Ребята, посмотрите на это дерево (изображение на плакате), оно высохшее, без листочков, его лишила жизни несправедливость людей.
Мы поможем дереву ожить и постараемся сегодня вырастить дерево добра.

Порой Закон склоняется пред Милостью,
Порою Солнце меркнет в лунной мгле.
Так Воздух не важнее Справедливости.
Она нужна, как хлеб насущный, мне!
Елена Васильева
Именно о справедливости мы будем говорить сегодня, познакомимся с этим понятием. Итак, «Что такое справедливость и как я ее понимаю?»
Справедливость. Как много смысла вложено в это слово. Ликование и уныние, надежда и отчаяние, гордость, обвинения и еще тысячи чувств испытываем мы, произнося это слово. Взывая к справедливости, каждый из нас имеет в виду, прежде всего, свое отношение к сути проблемы.
Так что же такое справедливость? (ответы детей).
У многих из вас возникли затруднения в обосновании этого слова, давайте обратимся к словарям и другим источникам, которые помогут нам узнать, что же такое справедливость. (Сообщения)
Ведущий: - 26 ноября 2007 года Генеральная Ассамблея провозгласила 20 февраля Всемирным днем социальной справедливости, который отмечается ежегодно, начиная с 2009 года.
«Справедливость— понятие, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической сфере — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость».
Ведущий: «Справедливость - честное и правильное отношение (действие, решение) которое подсказывает сердце (чувство справедливости идёт от сердца). Один из принципов, определяющих добрые взаимные отношения между людьми. Она заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право, однако при этом не нарушая прав других людей. Поэтому справедливость имеет положительную и отрицательную стороны. В одном отношении утверждается, что человек имеет право на неограниченную деятельность и на ее результаты. В другом – это право ограничивается наличием других людей. Здесь заключено известное противоречие. Платон определял справедливость как добродетель правильного отношения к другим людям».
Воспитатель. Вы узнали, что такое справедливость в нашем мире, давайте немного заглянем в древним мир, а поможет нам в этом один из вас. (Сообщение ученика о богине справедливости Фемиде).
Ведущий: Фемида, в древнегреческой мифологии богиня справедливости и правосудия.
Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках (иногда - с рогом изобилия). Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Воспитатель. Мы узнали определение справедливости, о богине, олицетворяющей справедливость.
Справедливость –это то, о чем мечтает каждый человек, это то на что рассчитывает и ребенок и взрослый.
А вы хотели бы, чтобы в отношении вас были справедливыми? (Ответы).
• Послушайте стихотворение «Справедливая война» М. Скребцова
Есть ли в нем справедливость?
У меня есть друг Антон,
Справедливый парень он.
Как-то раз он объявил:
«Я войну начать решил
С хулиганами двора,
Наказать их всех пора,
Кто со мною - собирайтесь
И скорей вооружайтесь!»
Я Антона поддержал,
Под его знамена встал,
Толстую схватил я палку -
Мне врага ничуть не жалко.
Что за дикая игра?
Вас отшлепать всех пора!
Ишь, устроили войну,
Нарушают тишину,
Дед мой крикнул из окна,
И закончилась война.
Честь двора я защищал,
Дома деду я сказал.
- Смысла в вашей нет войне, -
Дедушка ответил мне.
Тот, кто драку выбирает
Справедливым не бывает!
Вопросы и задания:
- Как можно отстоять справедливость без драки
- Как вы думаете, чего в стихотворении больше: справедливости или несправедливости? (Ответы)
• Игра «Собери пословицы о справедливости
На столе разрезанные и перемешанные друг с другом части пословиц. Нужно сложить пословицы из частей.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Око за око, зуб за зуб.
- Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.
- Где нет справедливости, там нет и счастья. (Еврейская)
- Справедливый человек словно памятник: отовсюду виден.
- Если бы люди были справедливы, судьи бы ушли на отдых. (Арабская)
- Божественная справедливость. Как вы понимаете эту мысль?
Воспитатель:Продолжая тему неоднозначности некоторых понятий и явлений, я предлагаю вам послушать историю и сделать вывод:
какой может быть справедливость? Чему учит нас эта история?
• Притча о том, какая бывает справедливость
Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:
— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.
— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.
Тогда старец приводил такой пример.
— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?
Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!
Отец Паисий продолжал:
— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?
— Да, справедливо! — сказали все.
Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:
— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.
— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец.
- В завершение нашего разговора ответьте на вопрос: над чем заставил вас задуматься наш разговор?
Я открою запись, а каждый из вас может быть откроет закон жизни. "Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе." Э. Кант, тогда жизнь будет справедлива.
В словаре В. Даля «справедливость» приравнивается слову «правда», а основное слово - «справедливый» производно от слова «справливать»(т.е. править, прямить, выправлять), и в качестве первых значений имеет: «правильный», «сделанный законно».
Справедливость – это то, о чем мечтает каждый человек.
Справедливость – это то, на что рассчитывает и ребенок и взрослый.
Исходя из всего этого, возникает вопрос: «А мы хотели бы, чтобы в отношении нас применяли справедливость?» Тогда как же мы должны обращаться с ней для этого?
Где же эта самая мера справедливости? Да, меры справедливости, как таковой, не существует.
• Ситуации
1.Ты и твой друг ( ты и твоя подруга) совершили проступок. Тебя заметили (или узнали) и наказали. Друга ( подругу) не заметили и не наказали. Определите меру справедливости наказания по отношению к себе, по отношению к другу( подруге) . Что надо сделать по справедливости?
2.Твой друг совершил плохой поступок по отношению:
а) к постороннему человеку;
б) по отношению к однокласснику;
в) по отношению к тебе.
Одинаково ли будет твоё суждение о мере наказания? Отвечай справедливо.

• Творческое задание «Дерево справедливости»
- Ребята, перед вами листочки, на которых написаны различные человеческие чувства. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствует справедливому человеку. Прикрепите эти листочки к нашему дереву.
1 конверт: миролюбие, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, унижение, сострадание, великодушие, благосклонность, бестактность, хвастовство, честность, лень
2 конверт: скупость, ложь, поддержка, сотрудничество, согласие, зависть, прощение, бестактность, грубость, бессердечность, уважение, отзывчивость, дружелюбие.
Русский мыслитель и философ Иван Ильин утверждал, что в основе справедливости лежит живая совесть и живая любовь к человеку. Дар справедливости предполагает в человеке доброе, любящее сердце, живую наблюдательность, обострённую чуткость.
Я желаю вам всегда слушать своё сердце и поступать справедливо.
• А теперь давайте вместе напишем правила справедливости:
• Переконструируйте предложения так, чтобы получились правила справедливости.
1. Не избегай в своих действиях зла и унижения.
2. Смейся над недостатками других.
3. Не признавай правоту других людей.
4. Не сомневайся в собственной безусловной правоте.
5. Не стремись найти решение, которое могло бы устроить всех.
• Правила справедливости:
-Живите по правде;
-Живите по закону;
-Живите по совести;
-Живите во благо людей!
• Задайте себе вопрос «Легко быть справедливым? Постарайтесь найти ответ.
Рефлексия.
• Закройте глаза. Поднимите руку те, кого когда-нибудь обижали. Не опуская первой руки, поднимите те, кто несправедливо обошёлся с другими, обижал других. Откройте глаза.
- Получается, что иногда несправедливо относятся к вам, а иногда обижаем мы.
- Вот и подошел наш разговор к завершению.
• Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены добротой и заботой для каждого из вас. Пусть эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших добрых дел! Пусть в вашем жизненном пути как можно больше встречаются справедливые люди.

Литература
• Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка
• http://o-pogovorkah.ru
• Сурова Л.В. Мироведение: Комплекс методических разработок. Христианская жизнь. Клин, 2004.
• Технология «Педагогических мастерских» //htpp:// www.prof.msu.ru.publ.omsk/67.htm.
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: 1210VORONKI
Просмотров: 371 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]