Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.



Конспект занятия-экскурсии "Натюрморт XVII века в творчестве «малых голландцев»
29.01.2020, 10:05
Предмет: История изобразительного искусства, 4 год обучения.
Выездное, открытое занятие - экскурсия на выставку «Радость для всех чувств. Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков» из собрания Государственного Эрмитажа»
Место проведения: Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
Тема: Натюрморт XVII века в творчестве «малых голландцев».
Цели, задачи: Познакомить обучающихся с голландским натюрмортом на примере выдающихся произведений из собрания Эрмитажа, расширить представление обучающихся о натюрморте; развивать общий кругозор, внимание, зрительную память; зрительскую культуру, воспитывать художественный вкус. Форма занятия: экскурсия
Методы: беседа-повторение;частично-поисковый; поисковый
Раздаточный материал: текст, опорный план.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Приветствие. Проверка присутствующих. Проверка готовности к занятию.
2. Сообщение темы занятия.
Натюрморт. Сколько раз мы уже работали над его изображением. И каждый раз это был новый этап в освоении техники живописи, познание ее законов. Вот и сегодня на уроке мы познакомимся с голландским натюрмортом на примере выдающихся произведений из собрания Эрмитажа.
3. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.
Вспомним: Что такое «жанр» в изобразительном искусстве? Какие жанры выделяют? Что такое натюрморт? В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.Что является предметом изображения в натюрморте? Предметом изображения в натюрморте являются цветы, фрукты, посуда…
4. Сообщение нового материала.
Изображения предметов неодушевлённой природы встречаются в искусстве со времён античности. Однако именно в Голландии XVII века натюрморт впервые выделился в отдельный жанр изобразительного искусства.
Голландский натюрморт имел большое количество разновидностей, среди которых можно выделить цветочный натюрморт, «учёный», «кухонный», а также так называемые «накрытые столы».
Большинство художников, писавших натюрморты, относятся к так называемым «малым голландцам». В этом жанре работали Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен, Балтасарван дер Аст, Виллем ван Алст, Ян ван Хёйсум и другие.
Исторический контекст
Голландия пережила в первой половине XVII века небывалый экономический и культурный расцвет. Она являлась основным торговым центром Северной Европы. Был достигнут высокий уровень в общественных науках, механике, математике, физике, естествознании. Благодаря всем этим обстоятельствам голландское бюргерство стремилось к увековечиванию своего благосостояния в искусстве.
Главные достижения голландского искусства XVII века - в станковой живописи. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которых в истории искусств получили название «малых голландцев» за непритязательность сюжетов и небольшой размер картин.
Голландские художники, откликавшиеся на этот спрос, опираясь на традиции нидерландского Возрождения, стали создавать картины, в которых натюрмортные мотивы вышли на первый план.
В XVII веке картины предназначались, как правило, для украшения интерьеров и имели камерный формат. Их сюжеты отражали повседневную жизнь голландских бюргеров, причём художники скрупулёзно фиксировали окружавший их предметный мир. Впервые разнообразные предметы заняли место на картине не в силу придававшегося им символического смысла, а исключительно из-за собственной красоты и живописности.
Развитие жанра
Натюрморт как отдельная отрасль выделился около 1600 года. Новый жанр получил в Голландии название «stilleven» (дословно «тихая жизнь»), хотя этот термин стал употребляться лишь в середине XVII века. Под stilleven голландцы подразумевали изображение натуры, неподвижной в момент изображения. Поэтому наряду с цветами, плодами, снедью, посудой, черепами, мёртвой рыбой и битой дичью в голландских натюрмортах XVII века можно увидеть и изображения насекомых, ящериц, и даже птиц и зверей.
Виллем Хеда. «Натюрморт с ветчиной». 1656
В своём развитии голландский натюрморт прошёл ряд этапов, каждый из которых обладал своей спецификой. На раннем этапе преобладали цветочные натюрморты, отражавшие увлечение голландцев цветоводством. Живописцы следующего поколения (Клас, Хеда и др.) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Эти натюрморты отличаются лаконизмом и простотой; все компоненты выдержаны в единой сероватой гамме. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия.
Позднее, по мере укрепления бюргерства и постепенной его аристократизации, меняются и требования, предъявляемые к искусству. К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита. Неизменными его компонентами становятся экзотические фрукты, изящные бокалы и ценные ювелирные изделия, залитые тёплым и мягким светом.
На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии — Амстердаме — возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования.
5. Итог занятия. Вывод.
В голландской живописи XVII века были заложены основы нового жанра — натюрморта — который в образной форме воплотил мироощущение человека в его отношении к предметному миру и природе. Голландский натюрморт не просто фиксировал действительность: он тонко передавал взаимосвязь вещей и явлений духовной жизни человека. Картины вступали в диалог с современниками, сообщая им важные моральные истины, напоминая о бренности всего сущего и заставляя задуматься о смысле человеческой жизни.
В последующие десятилетия в голландской живописи наступил упадок. Однако эстетика голландского натюрморта оказала большое влияние на художников других европейских стран. Техническое мастерство и особое ви́дение мира, присущее голландским художникам так называемого «золотого века», стали образцом для многих поколений живописцев.
Домашнее задание:опираясь на впечатление от посещения выставки, заполнить опросник.

Каких художников называли «малыми голландцами» и почему их так называли?__________________________________________________________________________________________________________________________________________¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-______________________________________________________________________________________________
Примеры выдающихся произведений мастеров голландского натюрморта___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной смысл и содержание голландского натюрморта. Как бы вы его определили?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Наиболее понравившаяся картина выставки______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каково ваше общее впечатление о выставке?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Категория: Конспекты уроков и НОД | Добавил: prokopenko
Просмотров: 53 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]