Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.
Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе специального фортепиано (слабовидящие дети)
30.05.2020, 23:53
Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе специального фортепиано (слабовидящие дети)

Вострокнутова Елена Семеновна
Митрофанова Ирина Николаевна
Томилова Марина Сергеевна
Россия, Пермский край, г. Лысьва, МБУ ДО Детская музыкальная школа

Аннотация: Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. В статье содержится описание педагогического опыта на основе работы со слабовидящими детьми, обучающиеся в детских музыкальных школах по дополнительным образовательным программам с целью поступления в ССУЗ. Описаны принципы, на основе которых у детей с нарушением зрения вырабатываются такие качества, как чувство собственного достоинства, веры в себя и способность к волевым усилиям.
Ключевые слова: ребенок-инвалид, нарушение зрения, ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, музыкальная школа, принципы работы, методическая разработка, ВОС, Всероссийское общество слепых.

Введение
В мире число жителей с ОВЗ достигает 13 % ( 3% детей рождается с недостатками интеллекта, 10% с другими психическими и физическими недостатками). Практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками. Тем не менее, на практике, несмотря на трудности в учебной и коммуникативной деятельности, такие дети могут учиться по адаптированным программам наравне с обычными детьми. Вместе с тем следует помнить, что дети с ОВЗ отличаются от здоровых сверстников. Учитывая характер инвалидности, педагогам будет легче разработать и внедрить в практику работы задачи успешной социализации детей с ОВЗ в доступные виды деятельности. Основная цель работы с детьми с ОВЗ – обеспечить социальный, эмоциональный рост и достижение максимального успеха в развитии ребенка.
В практике процесс обучения в школе в основном ориентирован на средний уровень ученика, поэтому не каждый ученик может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок с ОВЗ.
Общеизвестно, что дети с ОВЗ имеют трудности с концентрацией внимания, целостностью восприятия, саморегуляцией. В структуре генезиса трудностей овладения детьми с ОВЗ программного материала выделяется дисфункция межанализаторных связей, проявляющаяся в слабости зрительно-двигательных координаций.
Цели и задачи методической разработки
1. Обобщить педагогический опыт, накопленный в процессе обучения слабовидящих детей в ДМШ и выстроить полученные данные в единую систему.
2. Распространить накопленный опыт за рамки школы, ознакомить преподавателей ДМШ и ДШИ с возможностью обучения слабовидящих детей игре на музыкальных инструментах.
3. Повысить личную профессиональную компетентность в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих детей).
I.Проблемы в работе с детьми с ОВЗ
Значимым в работе со слабовидящим ребенком является личностный подход, помощь в создании активной позиции в жизни. Мотивация ребенка педагогом, исходя из личных качеств ученика, является главной задачей учителя.
При слабовидении имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов, проявляющееся в снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явления, возникновении трудностей в реализации мыслительных операций, ограничение возможностей распределения внимания.
Сложность получения полноценного музыкального образования слабовидящим ребенком в традиционной системе художественного образования состоит в том, что:
- отсутствует продуманная педагогическая система обучения такого контингента учащихся музыкальной школы.
- отсутствует методическая литература по данной проблеме.
Проблемный анализ
Любой педагог, которому довелось обучать детей с ограниченными возможностями здоровья, знает, что эта работа необычайно трудна. Помимо огромного терпения педагог должен обладать не только большим педагогическим опытом, но и быть своеобразным исследователем в абсолютно новой сфере педагогики. Традиционная педагогическая система не способна в полном объеме решить эту проблему.
В процессе обучения слабовидящих детей игре на фортепиано с первых уроков возникает ряд проблем-вопросов:
- Как работать с нотным текстом, если в силу объективных причин ученик не может играть по нотам?
- Может ли ребенок – инвалид по зрению освоить стандартную программу по классу фортепиано?
- В каком объеме должен получать теоретические знания такой ученик?
- Может ли слабовидящий ученик заниматься в классе ансамбля?
II. Подход к решению проблем.
Проблема работы с нотным текстом оказалась наиболее сложной. С одной стороны – невозможно исключить полностью нотный текст из педагогической практики. С другой стороны, в силу объективных причин, не каждый учащийся может освоить такой важный элемент как игра по нотам.
Необходимо заметить, что слабовидящие дети в большинстве своем обладают отличными природными музыкальными данными, как-то: музыкальный слух, музыкальная память, опора была сделана на это. В первые годы обучения, пока нотный материал невелик по объему, обучение можно целиком строить на подборе по слуху и игре по слуху. Форма музыкального подбора на слух оказалась наиболее продуктивной в начале обучения. Соединение педагогического показа (педагог показывает на инструменте) и самостоятельного подбора учеником по слуху (ученик подбирает на инструменте по слуху) и стало базовой формой работы со слабовидящим учеником. Конечно, при этом сначала выучивался наизусть и пропевался нотный текс.
Однако педагоги, работающие с детьми-инвалидами по зрению хорошо знают, что в процессе обучения могут возникнуть проблемы с координацией. Если поставить реальную цель, то можно добиться нужных результатов. Оказывается, что координация поддаётся развитию, и даже самый слабый ученик способен освоить программу музыкальной школы.
1. Работа с нотным текстом.
Приходится искать новые формы, новые приемы, идти на компромиссы для освоения нотного текста.
Конечно, изучение нотной грамоты и нотного текста обязательно присутствует. Работа с нотным материалом ведется без инструмента. Ученик получает все теоретические знания, необходимые на уроках по специальности в тех условиях, какие слабовидящему ребенку были наиболее комфортны. Для изучения нотной грамоты изготавливаются специальные учебные пособия, укрупнённые в несколько раз по сравнению с обычными учебными материалами.
От игры по нотам на первоначальном этапе приходится отказываться сразу. Но чем заменить этот важный этап разучивания новых произведений? Выход был найден в самом учебном процессе. Оказалась востребована форма работы, которая наиболее приемлема для детей с хорошим слухом и памятью – форма музыкального подбора на слух. Особенно продуктивной эта форма обучения стала в начальных классах. Соединение педагогического показа (педагог показывает на инструменте) и самостоятельного подбора ученика по слуху (ученик подбирает на инструменте по слуху) и стало базовой формой работы со слабовидящим учеником. Конечно, при этом сначала выучивался наизусть и пропевался нотный текст.
Такое сочетание традиционных методов и новых педагогических приемов дает хороший результат.
Итак, подводя итог, можно выделить три этапа разучивания нового произведения:
выучивание нотного текста без инструмента,
показ педагога на инструменте,
подбор по слуху учеником на инструменте.
Конечно, надо признаться, что с каждым годом разбор нового нотного материала стал занимает все больше времени. Ученику приходится выучивать нотный текст наизусть поэтапно, частями, и именно на это уходит много времени. Но, тем не менее, это единственный путь, чтобы наладить процесс обучения слабовидящего ученика.
Такая форма работы является основой обучения в начальных классах. Подобная методика работы отлично развивает слух ребенка, так как он вынужден весь процесс разбора и выучивания музыкального материала строить на слуховых ощущениях. Кроме того, эта система отлично развивает музыкальную память: ребенок с первых шагов обучения привыкает играть на инструменте только наизусть. Эти педагогические приемы взяты на вооружение и используются в работе с обычными детьми. Наиболее успешно они применимы в начальных классах, когда особенно важно развивать слух и память ученика.
2. Освоение стандартной образовательной программы.
Безусловно, в процессе обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья игре на инструменте необходим строго индивидуальный подход, как, впрочем, и к обычному ребенку. Но, самое главное, необходимо гораздо более длительное и точное планирование репертуара. Например, уже в первом классе надо точно знать, что ребенок будет играть во втором и третьем. Все этюды и гаммы подбираются исходя из взятых пьес, так, чтобы все компоненты программы помогали и дополняли друг друга. Продуманность в выборе каждой пьесы и даже этюда, строгая поэтапность в формировании определенных навыков, отсутствие всяческого форсирования в выборе репертуара – вот путь для решения поставленной задачи.
Конечно, надо сразу отметить, что в первые два три года обучения слабовидящий ребенок будет развиваться по упрощенной программе – это объективный процесс, и здесь не надо спешить. При благоприятном развитии событий с третьего, четвертого класса такой ученик будет постепенно догонять обычных ребят, и к середине обучения, то есть к переводному экзамену в пятом классе можно будет сделать главный вывод – сможет этот учащийся освоить стандартную программу музыкальной школы или нет.
3. Получение теоретических знаний.
Все первоначальные теоретические знания ученик, естественно, получает на уроках по специальности. На начальном этапе обучения по теоретическим дисциплинам он может быть даже успешнее своих одноклассников, так как изучение теории и сольфеджио начинается с подбора на слух и сольфеджирования несложных мелодий.
В дальнейшем процессе изучения сольфеджио основной упор делается на пение, слуховой анализ, устное построение аккордов и интервалов, устные музыкальные диктанты. По согласованию с преподавателями по теоретическим дисциплинам следует свести до минимума письменные задания на построения, заменив их устными. Как показала практика, слабовидящие дети при соответствующей системе обучения успешно осваивают полный курс теоретических предметов, зачастую обгоняя своих сверстников в учебе.
III. Занятия в классе фортепианного ансамбля.
Относительно занятий в классе фортепианного ансамбля нужно обратить внимание на следующие положительные стороны обучения:
- игра дуэтом расширяет музыкальный кругозор юного музыканта
- коллективные репетиции, участие в различных концертах, конкурсах – все это дает почувствовать слабовидящему ребенку, что он такой же как все, что он может играть так же все
- игра в ансамбле развивает у ученика такие навыки, которые нельзя получить на индивидуальных уроках
На репетициях ребенок видел как занимаются другие учащиеся и как занимается он сам. Это заставляет не быть отстающим, не быть слабым, идти в ногу со всеми. Этих ощущений, этих жизненных навыков ребенок с ОВЗ никогда не смог бы получить на индивидуальных занятиях в классе по специальности.
Выводы
В основе работы со слабовидящими детьми в ДМШ лежат следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учет возможностей, особенности развития;
- принцип познания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности, взаимосвязи и постепенности подачи учебного материала.
У детей с нарушением зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность. Характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполняемой работы.
На основе изложенного ребенок имеет возможность развить чувство собственного достоинства и веры в себя, научиться подчиняться правилам и социальным нормам. Успешно освоив программу музыкальной школы, ученики с ОВЗ имеют возможность поступать в СУЗы и ВУЗы на общих основаниях.

Список использованной литературы.
1.Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в современной школе. - М.: «Сентябрь», 2004.
2.Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., «Музыка», 1982.
3.Материалы Международной научно-практической конференции. СПб ГБУК «Государственная библиотека для слепых и слабо-видящих» [сост. Т.Н. Серова]. СПб., 2014
4.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика,1975.
5.Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб., 2015. — 245 с.
6.Шустова Т.Л. Нотная грамота. Пособие для начинающих незрячих музыкантов. М., ООО «ИПТК «ЛОГОС» ВОС», 2002.
7.От первых нот до большой сцены: как незрячие люди учатся музыке [Электронный источник] URL: http://www.specialview.org/article/post240 (дата обращения 15.08.2019)
Категория: Презентации | Добавил: МаринаТоми
Просмотров: 649 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]