Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.
Детские фантазии в творчестве Эдварда Грига
СКАЧАТЬ (1.34 Mb) 30.05.2020, 23:53
У норвежского города Бергена грустная слава. Это самый дождливый город в Европе. Настоящее царство «кислой природы». Покинутые солнцем мрачные скалы свисают над морем, море бьется и отсвечивает холодным блеском.
Зато как хорошеет Берген, стоит рассеяться тучам! Выглядывает солнце и светятся просторы воды.

Сам же город с его остроконечными красными и голубыми крышами кажется сказкой.

В тот день ярко светило солнце. Горы казались многоцветными от водопадов, сосновых лесов и яблоневых рощ. Дорога шла вдоль ущелья.

Эдвард, ему было 4 года, остановился у сосны. Сосна росла прямо в трещину камня, и было непонятно, как она находит соки, чтобы жить. Мальчик долго смотрел на дерево.

-А где же тролли? Где они могут прятаться? - спросил отца мальчик.

-В сказках. В старых норвежских сказках. - ответил отец. Но Эдвард не поверил отцу.

Тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен.

И великаны тоже

И домовые в красных колпачках.

А далеко в море
раскинулись волшебные острова...

А три большие темне скалы, которые стоят уже тысячу лет - это заколдованные красавицы. Раз в столетие они превращаются в девушек, но только на одну ночь, и только Эдвард знает, что их можно расколдовать. Только для этого нужно быть взрослым и очень смелым.

И вообще, всё, что существует - живое! И умеет говорить. Гора разговаривает с ручьем, ручей с рекою, река с морем, а море с небом. В рассказах сына отец узнавал древние сказания, преображенные фантазией мальчика. Ребенок растет фантазером. Пойдет ли это на пользу?

Для Эдварда действительно природа была живой. И сам он жил в мире сказок.

Мать Эдварда - фея. Только фея может так играть на рояле! Сам Эдвард играть не умеет.

Когда в гостинной никого нет, он подходит к роялю и ждет чуда, нажимая клавиши. Они отвечают тихим звучанием. Однажды, стоя у рояля, он вспомнил,что приснилось ему. И начал перебирать клавиши обеими руками. И случилось чудо - рояль зазвучал!

«Почему не вспомнить ту таинственную, неизънимую радость, которая охватила меня, - вспоминает Григ, - когда, протянув руки к фортепиано, я извлек - о нет, не мелодию! Куда там! Нет, должно быть, то была гармония. Сначала терция, потом трезвучие, потом аккорд из четырех звуков. И наконец, с помощью уже обеих рук - о, ликованье! пятизвучие, нонаккорд. Когда он прозвучал, восторгу моему не было границ. Вот это был успех! Ни один из последующих моих успехов не опьянял меня так, как этот. Было мне тогда около пяти лет».
Э. Григ.
Именно мать воспитала в Григе волю к труду. Она стала его первой учительницей игры на фортепиано. Эдвард просиживал за роялем часами. Упражнения, гаммы. Было тоскливо, но мальчик научился развлекать себя.

Звуки в гаммах - маленькие домовые, которых заставили маршировать назад и вперед. Они шагают сначала спокойно и ровно. Но вот самый нетерпеливый начинает спишеть и путает всех остальных. Старшие братья бранят его. Но вот снова зашагали усмиренные домовые. А этот шалун, этот негодный домовишка опятьбежит. Чтобы не спутать ряды, старшие устремляются за ним. Все быстрее и быстее. Бегают домовые бегают пальцы мальчика. Но кончился урок и домовые исчезли. Фантазия Эдварда делала скучные упражнения интересными, серую погоду - яркой, длинную дорогу в школу сменой волшеб картин.
Была зима. Тишина стояла в окутанном туманном городе. До Эдварда доносился только гул моря, когда он услышал ещекой-то звук, похожий на далекий стон.

Эдвард сразу догодался: это кобольды - горные духи - томятся в своих пещерах.

Как-то осенью Эдвард увидел за городом глубокую пещеру и по крохотным следамотпечаткам круглых башмачков сразу понял, что здесь живут духи и даже пытался поговорить с ними. Кто знает, может быть, кобольды и отвечали ему. Но ничего не было слышно из-за шума ручья.

Клавиши взрогнули - маленькие существа понеслись по кругу, стуча деревянными башмачками. Но тише, тише... Ведь их топот едва слышен за бурлящим ручьем. Звонкие стремительные звуки рвутся из-под пальцев. Вдруг они перешли на шепот это выглянуло солнце и почти высушило ручей. Теперь время кобольдов! Но хрустнула ветка - духи испуганно вскрикнули и пропали... Эдвард кончил играть. Он боялся верить, что смог передать звуками то, что представил себе.
Когда худенький мальчик с мечтательными сияющими голубыми глазами, влюбленный в окружающий мир, покидал Берген, ему было всего пятнадцать лет. Впереди - неведомая, чужая Германия, и учеба в консерватории, занятия музыкой и встречи с известными композиторами, и работа, работа - писать музыку.
Глядя на дошедшие до наших днейфотографии и портреты великого норвежца Эдварда Грига, всякий раз поражают его необыкновенные добрые глаза. Да и весь его облик удивительно романтичен - вьющиеся светлые волосы, ниспадающие длинными, густыми локонами, чувственные губ, небольшой, но прамвильной формы подбородок необыкновенной нежности и обаяния образ.
Такова и музыка этого композитора - мудра и наивна, тепла и сдержанна, совершенна и доступна, темпераментна и лирична.
Григ редко пользовался пи народными напевами, но умел говорить на их языке. В его музыке переданы пейзажи и ароматы норвежской природы, картины сельского и городского быта, искренние, глубокие и тонкие переживания. В ней изящно переплелись веяния современности и дух неумирающих легенд, народных сказаний и песен.

Григу особенно удавались малые лирические инструментальные формы, в каких и написано большинство его фортепианных и оркестровых пьес.ю а также песенный жанр. Каждое соичнение напоминает абсолютное откровение, которое невозможно выразить словами. Будь это незатейливая норвежская песенка, или щемящая до боли музыкальная исповедь.

А где же гномы? Они тоже живут в музыке.

Я иногда встречаю их в лесу. Они водят меня в свои пещеры и танцуют на лунных дорожках. Это они, маленькие лесные создания, принесли снежный вихрь. Они совсем близко. О, как их много! Ликующие, веселые.

Воет ветер, бущует метель. А гномам это как раз по душе. Вихрь подхватывает их и уносит.

Очень быстро исчезли гномы. Остался только притихший лес и луна. Тихо... Чуть звенят заледеневшие игры старой ели. Ночь становится все холоднее и прозрачнее.

Но что это? Опять гномы! Ворвались с вернувшейся метелью, посвелтили своими фнтастическими факелами и исчезли. Теперь уже навсегда.

Эдвард Григ рассказывал о музыке и своей стране Норвегии, о неповторимости ее природы, с ее скалами, фьордами и ущельями. О причудливоти климата: на узкой полосе побережья теплая зеленая весна, а поднимашься в горы и попадешь в зимнюю стужу. О суровой жизни людей этой страны, об их талантливости и музыкальности. В песнях - душа норвежского народа, в плясках - его энергия и сила.

Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем! Такой истине следовал Григ всю свою творческую жизнь, как дополняя и украшая музыкой произведения любимых писателей и сказочников, так и создавая новые, рассказывающие без слов свои истории, не требующие каких-либо дальнейших объяснений.
Эдвард Григ прославил своей музыкой Норвегию.
Категория: Презентации | Добавил: МаринаТоми
Просмотров: 540 | Загрузок: 263 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]