24.03.2020, 16:10 | |
города Димитровграда Ульяновской области» Творческий проект «Экологическое воспитание в семье» Номинация Педагогический проект Автор работы: педагог дополнительного образования Беляева Ирина Анатольевна МБУДО СЮН Димитровград 2020 г. Аннотация: Предлагаемый сценарий занятия представлен в форме игровой программы по станциям. Сценарий построен в форме виртуального путешествия. Творческие задания сменяются интеллектуальными. Они рассчитаны не только на ребят но, и для родителей предусмотрены интересные задания. Данная разработка адресована педагогам дополнительного образования, может быть полезна учителям общеобразовательных школ при организации досуговых мероприятий с участием родителей. Пояснительная записка Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Оно предусматривает воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к живой и не живой природе, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Актуальность: В век скоростей и компьютерных технологий, мы не замечаем как отдаляемся от своих детей, их воспитание и образование с малых лет мы перекладываем на плечи образовательных учреждений различного типа (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования и др.). Наши дети вырастают незаметно для нас. Родители, бабушки, дедушки перестают быть для ребёнка носителями знаний, теряется нить общения. Цель данной работы: способствовать формированию экологического мировоззрения в семье. Задачи: пропаганда экологического воспитания посредством семейного общения. Общение со своими детьми в неформальной обстановке помогает членам одной семьи взглянуть друг на друга с новой стороны. Досуговое занятие построено в форме виртуального путешествия в природу. Путешествие проходит по станциям. Дух соревновательности помогает раскрыться с новой стороны в интеллектуальных и творческих заданиях не только ребятам, но и их родителям, что способствует поднятию престижа родителей в глазах детей. Формы и методы: практическая работа, выставка домашних питомцев, игра, беседа. Новизна: так как участниками занятия являются как дети так и их родители то на каждом этапе предусматриваются интегрированные задания. Сценарий «Экологическое воспитание в семье» Природа!-Без нее нет жизни на планете Ты не губи ее, а береги! Знай!" Что ты за все в ответе: опомнись человек, остановись и посмотри" Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы рады вас приветствовать на станции юных натуралистов. Сегодня у нас не обычное мероприятие у нас в гостях семьи разрешите вам представить 1 семья ________________________________________________________ 2 семья ________________________________________________________ 3 семья ________________________________________________________ 4 семья ________________________________________________________ Сегодня наше мероприятие посвящено семье и экологии. Два этих понятия тесно связаны между собой и сопровождают человека всю его жизнь. Скажите а вы любите путешествовать. Я приглашаю вас в путешествие. 1 станция. «Зверьё моё» Для воспитания чувства ответственности за братьев наших меньших родители очень часто заводят детям домашних питомцев. У кого дома есть домашние любимцы, поднимите руку. Я очень хочу с ними познакомиться, но фотографий у вас, конечно же, нет. Я предлагаю вам изобразить своего питомца из подручных материалов. Продемонстрируйте нам ваших питомцев. - Кто это? - Как его зовут? Что он любит? 2 станция Лес чудес. Наш лес чудес полон звуков. (Звуки леса) А сейчас я предлагаю вам с играть в игру. Вопрос детям Вопрос взрослым 1 Почему кукушку называют первым помощником леса. Она истребляет прожорливых гусениц шелкопряда соснового и бабочки-монашенки, объедающих хвою у сосны и ели. Этих покрытых ломкими ядовитыми волосками гусениц другие птицы не трогают. 2 ,, ль почему в городах сажают много тополей Деревья растут быстро. Тополь эффективно удерживает в себе металлосодержащую пыль. Тополевые насаждения выделяют кислорода в несколько раз больше, чем, например, еловые. 3 Самое медоносное дерево. Чем полезен липовый мёд? В нём содержится много полезных веществ, витаминов. Он обладает антибактериальными средствами. 4 Что изучает ботаника? Почему иногда коровы с удовольствием поедают горькую полынь; лось – ядовитые красные мухоморы, папоротник, черемуху; ондатра и кабан – ядовитый хвощ топяной; речные бобры – вех ядовитый, калужницу, ландыш, частуху болотную? Они обладают лечебным действием. 5 Кто над нами вверх ногами? Почему муха ползает по потолку, стенам и не падает? У нее на лапках есть коготки с присосками. Их-то она и пускает в ход, когда надо удержаться на гладкой поверхности да еще и вверх ногами. 6 На вид, конечно, мелковаты, Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята Вся жизнь их связана с трудом. Чем привлекательна черемуха для муравьев? На каждом листовом черенке черемухи есть две особые желёзки, выделяющие нектар. Эта сладость и привлекает муравьев. А раз муравьи появились, значит, не будет спуску вредным насекомым. 7 Чего боится волк? Всего, что принадлежит человеку. Если вы, собирая в лесу грибы или ягоды, случайно потеряете носовой платок, косынку или любой другой предмет, волк не подойдет к ним близко до тех пор, пока человеческий запах не выветрится полностью. 8 Он по комнате кружит. Зло пищит, зудит, жужжит. Сел тихонько мне на лоб. Я его с размаху - Шлёп! Увернулся он от драки. Вновь готовится к атаке. Превращает ночь в кошмар, Этот маленький ... Почему мы не чувствуем укола комара, точнее, его самки? В ее слюне содержится вещество, обезболивающее место ранения. Когда действие наркоза кончается, возникает боль, зуд, жжение. Кроме того, в слюне содержится и вещество, препятствующее свертыванию крови. Гуляя по лесу мы свами забываем, что пришли в гости к природе, а в гостях необходимо следовать определённым правилам. Я прошу вас ребята объяснить, что обозначают вот эти знаки и где в лесу вы бы их расставили. Но правил вежливости гораздо больше я прошу теперь взрослых нарисовать свой экологический знак. Ребята помогайте взрослым. Гуляя по лесу мы свами пришли на поляну посмотрите как здесь много грибов. Грибы – ценный пищевой продукт из него можно приготовить множество различных блюд , уважаемые взрослые сразитесь в кулинарном поединке, вспомните и запишите как можно больше блюд в рецепты которых входят грибы. Ребята посмотрите на наш грибной кресс – кросс, грибы спрятались от нас с вами. Найдите, какие грибы спрятались здесь. Подведение итогов детей, взрослых. 3 станция бухта экологии. Гуляя по лесу мы незаметно вышли к водоёму. Да на этом пляже экологическая ситуация не благополучная. Здесь нужна помощь экологического патруля - то есть вас нам с вами необходимо собрать мусор. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте. Когда в тексте стихотворения встретится название предметов загрязняющих природу. вы возьмите 1 карточку с изображением данного предмета и переложите её в мусорный наш бак. Прогулка. Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Мы по берегу прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки. И как будто нам назло, Даже битое стекло! Мы по-бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо… – Эй, ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костёр, в футбол играли – Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли! И остались на полянке У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки – Словом, мусора гора! Мы приехали на речке Понедельник провести. Только чистого местечка Возле речки не найти! Вот так намного лучше. Вы согласны. Согласились бы вы отдохнуть на таком пляже? Вопросы: –Почему так долго не могли найти место для отдыха дети? –Почему же и в понедельник нельзя было найти «чистого местечка»? –Какие правила поведения забыли и взрослые, и дети? – Да, так поступают люди, не умеющие правильно вести себя на природе. А вот вы знаете, как правильно вести себя в лесу? А это мы и проверим, играя в игру «Узнай правило»: – Если вы согласны с правилом – то похлопайте в ладоши, если нет – то топайте ногами. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. (хлопайте) В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много ещё вырастет. (топаем) Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом, не мешая. (топаем) Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. (хлопаем) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. (топаем) Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе своё дело. (хлопаем) – Молодцы! Теперь вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе. Наше путешествие подходит к концу и на прощание я хочу рассказать вам одну легенду: О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в рyках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ….» Дорогие ребята, уважаемые взрослые всё в наших руках жить нам в чистом мире или выживать при экологических бедствиях зависит только от нас с вами. Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами, вы такие удивительные спутники, завершая наше мероприятие, похлопаем себе за то, что так хорошо и интересно работали. До новых встреч! Литература: 1. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. Мн., 2005 | |
Просмотров: 319 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |