02.10.2019, 09:25 | |
Образовательно-экологический проект «Сказки дядюшки Ирбиса» Авторы проекта: Саванец Надежда Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 6 Мяделец Оксана Викторовна, воспитатель МКДОУ д/с 6 Соавтор: Васильева Ольга Алексеевна, старший воспитатель МКДОУ д/с № 6 Новосибирск 2019 г. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Краткая аннотация проекта 2. Реализация проекта «Сказки Дядюшки Ирбиса» 7 3. Источники 14 4. Приложения 15 Краткая аннотация проекта: 1. «Сказки дядюшки Ирбиса» образовательно-экологический проект. 2. Авторы разработчики проекта: воспитатель первой квалификационной категории Саванец Надежда Сергеевна, воспитатель Мяделец Оксана Викторовна, соавтор Васильева Ольга Алексеевна. 3. МКДОУ д/с №6 4. Тип проекта: образовательно-экологический проект 5. Декабрь 2018- май 2019. 6. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения. Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей, вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: «Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?». 7. Цель: формирование знаний детей о разнообразии мира животных через экологическое воспитание. Задачи проекта: - развитие познавательного интереса к животному миру родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности; - формирование экологически грамотного и безопасного, для природы и для ребенка, поведения; - привлечение семей воспитанников к участию в проекте; -систематизировать представления о многообразии животных, их связи со средой обитания; - расширить знания о животных Новосибирского зоопарка; -изучить особенности жизни редких животных Новосибирского зоопарка; -формировать коммуникативные навыки в целях получения нужной информации; -развивать речь детей, обогащать словарный запас, активизировать мыслительную деятельность; -развивать интерес к художественной и познавательной литературе; - развивать мелкую и крупную моторику; - способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности. 8. Этапы реализации проекта: I этап подготовительный (декабрь 2018 г.) Задачи этапа: - выявить уровень знаний детей о животных новосибирского зоопарка, которые заявлены в темах проекта; - определить готовность родителей воспитанников к сотрудничеству; - подобрать литературу, информацию; - составить план реализации проекта. II этап основной (январь-май 2019 г). Задачи этапа: - развитие познавательного интереса к животному миру родного края; - формирование экологически грамотного и безопасного, для природы и для ребенка, поведения; - привлечение семей воспитанников к участию в проекте; -систематизировать представления о многообразии животных, их связи со средой обитания; - расширить знания о животных Новосибирского зоопарка; -изучить особенности жизни редких животных Новосибирского зоопарка; -формировать коммуникативные навыки в целях получения нужной информации; -развивать речь детей, обогащать словарный запас, активизировать мыслительную деятельность; -развивать интерес к художественной и познавательной литературе; - развивать мелкую и крупную моторику; - способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности. III этап заключительный (май 2019 г.) Задачи этапа: 1. Подведение итогов 2. Презентация проекта. 3. Создание лэпбуков по темам: - «Самобытные копытные» - «Толковые псовые» - «Кошки с обложки» - «Браты приматы» -«Этим птицам стоит удивиться». 4. Создание Черной книги НСО. 5. создание книги «Животные Новосибирского зоопарка, занесенные в Красную книгу НСО». 6. Создание книги «А знаете ли вы….». Описание учреждения МКДОУ д/с № 6 "Остров детства" открыл свои двери 26 декабря 2008 года. В Учреждении функционирует 15 групп: 1 группа общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет. 10 групп общеразвивающей направленности от 3-х до 7лет. 4 группы комбинированной направленности от 4-х до 7 лет для детей с нарушениями речи. Общая численность детей: 525 МКДОУ д/с № 6 расположен внутри жилого микрорайона, остановка "поселок Энергетиков" в отдельно стоящем здании, имеет прилегающую территорию, оборудованную участкам для прогулок детей каждой возрастной группы, двумя спортивными площадками, клумбами на каждом участке. В микрорайоне, где расположен детский сад, действуют две общеобразовательные школы: № 189, № 206. Часть воспитанников ДОУ развивают свои творческие способности на базе детской школы искусств №28. Педагогический коллектив составляют 36 педагогов: воспитатели групп, музыкальные руководители, учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор по физической культуре. Дошкольное образование в учреждении направленно на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Предметом и основной целью деятельности Учреждения является реализация образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте от 2-х до прекращения образовательных отношений. МКДОУ д/с № 6 работает по основной образовательной программе разработанной с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» под научной редакцией Р.Н. Бунеева. В 2018 году МКДОУ д/с № 6 награжден: 1. Сертификатом Международной академии общественного признания Всероссийской Национальной Премии как «Лучшее образовательное учреждение России». 2. Золотой медалью международной выставки «METHODICE». 3.Золотой и серебряной медалью Всероссийского конкурса «Территория ФГОС». 4. Серебряной медалью Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети». Актуальность проекта: На этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры. Нами реализуются различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр. Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, считается наиболее успешным решением задач воспитания экологической культуры дошкольников. Экологический проект – это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как личности. Метод проектов используется для решения определённых задач в процессе исследования. Цель проекта: формирование знаний детей о разнообразии мира животных через экологическое воспитание. Задачи проекта: - развитие познавательного интереса к животному миру родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности; - формирование экологически грамотного и безопасного, для природы и для ребенка, поведения; - привлечение семей воспитанников к участию в проекте; -систематизировать представления о многообразии животных, их связи со средой обитания; - расширить знания о животных Новосибирского зоопарка; -изучить особенности жизни редких животных Новосибирского зоопарка; -формировать коммуникативные навыки в целях получения нужной информации; -развивать речь детей, обогащать словарный запас, активизировать мыслительную деятельность; -развивать интерес к художественной и познавательной литературе; - развивать мелкую и крупную моторику; - способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности. По длительности данный проект средней продолжительности 6месяцев. Этапы реализация проекта I этап подготовительный (декабрь 2018 г.) 1.Составление плана сотрудничества с Новосибирским зоопарком имени Р. Шило. 2. Выявить уровень знаний детей о животных новосибирского зоопарка, которые заявлены в темах проекта. 3. Определить готовность родителей воспитанников к сотрудничеству. 4. Подбор литературы, информации и т.д. 5. Составление плана реализации проекта На подготовительном этапе, мы приняли участие в образовательно–экологическом проекте, организованным МУП «Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило». Для определения уровня знаний воспитанников о животном мире, нами был разработан опросник для проведения мониторинга. По результатам выявили следующее: у 52% воспитанников низкий уровень знаний, у 19 % средний и у 39 % высокий. Большой процент низкого и среднего уровня, говорит о том, что дети часто посещая новосибирский зоопарк, не владеют достаточной информацией о животном мире. С помощью анкетирования, определили готовность семей воспитанников к сотрудничеству. Многие родители положительно отнеслись к участию в данном проекте. Для овладения более глубокими знаниями по заданным темам, была подобрана специальная литература, а так же информация с различных интернет источников. Для более конструктивной деятельности был составлен план реализации проекта. II этап основной (январь-май 2019 г). 1. Беседы. 2.Тематические занятия с сотрудниками Новосибирского зоопарка имени Р.А. Шило. 3.Сюжетно — ролевые, дидактические и подвижные игры; 4.Рисование, лепка, аппликация; 5.Оформление выставки книг и детских рисунков; 6.Экскурсия в зоопарк вместе с родителями 7. Рисунки детей на заданные и свободные темы 8. Лепка, рисование животных, ручной труд способом «оригами» по теме: «Зоопарк». 9. Строительство макетов зоопарка из различного материала и конструктора. 10.Разучивание стихотворений о животных зоопарка. 11.Сочинение загадок о животных. 12.Оформление книг «А знаете ли вы….», «Животные Новосибирского зоопарка, занесенные в Красную книгу НСО», «Черная книга животного мира НСО». 13. Организация фотовыставки «Мы в зоопарке», «Кошки с обложки», «Необычные птицы» 14. Организовать акцию «Покормите птиц зимой» 15. Создание дидактических игр и пособий. На основном этап запланировано много бесед по каждому блоку: 1. Кто такие копытные? Какие копытные живут с человеком? 2. Кто такие псовые? Особенности проживания и различие между подвидами 3. Семейство кошачьих. Фотовыставка домашних котов. Рассказы детей об самых интересных представителях семейства кошачьих. 4. Браты приматы. Виды приматов, их особенности обитания и внешнего вида. 5. Птицы. Их разнообразие, особенности строения, питания, обитания. Раз в месяц проводятся тематические лекции с сотрудниками Новосибирского зоопарка. Для того, что бы закрепить знания детей, мы организовываем сюжетно — ролевые, дидактические и подвижные игры: - Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Зоомагазин», «На лесной полянке». - Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто, чем питается», «Чьи детки?», «Узнай по следу» - Игры – драматизации по русским народным сказкам «Теремок», «Кошкин дом», «Зимовье зверей» и т.д. - Игры на развитие координации слова с движением «На водопой», «Серенькие перышки», «Лошадка», «Снегири», «Игра в стадо». - Пальчиковые гимнастики, например: «Есть у каждого свой дом», «Серый волк», «У оленя дом большой», «Зоопарк». По каждой теме, организовываются выставки книг и детских рисунков. Так же семьям воспитанников рекомендуется посетить зоопарк вместе с детьми, для закрепления полученных знаний. Так как не все семьи могут посетить зоопарк, мы наблюдаем за животными через онлайн трансляции, а так же смотрим видеозаписи представленные на официальном сайте Новосибирского зоопарка http://www.zoonovosib.ru. Во время свободной деятельности, мы с ребятами лепим, рисуем понравившихся животных, а так же работаем в технике «оригами» по теме «Зоопарк». Это стало частью строительства макетов зоопарка из различного материала и конструктора. Ребята с энтузиазмом заучивают стихотворения о животных, отгадывают и сочиняют загадки о них. В процессе реализации проекта мы создаем книги «А знаете ли вы….», «Животные Новосибирского зоопарка, занесенные в Красную книгу НСО», «Черная книга НСО: исчезнувшие животные и животные, находящиеся на грани исчезновения»; лепбуки по темам: «Самобытные копытные», «Толковые псовые», «Кошки с обложки», «Браты приматы», «Этим птицам стоит удивиться» с привлечением семей воспитанников. Запланированные экскурсии в зоопарк, представлены в виде постоянно пополняющейся фотовыставки «Мы в зоопарке». Для пополнения предметно-развивающей среды по каждой теме, нами совместно с родителями изготовлено множество дидактических игр и пособий: - «Эти забавные животные», - «В мире животных», - «Родители и детеныши», - «Найди отличия», - «Сложи картинку», - «Кто как передвигается» III этап заключительный (май 2019 г.) 1. Подведение итогов 2. Презентация проекта. 3. Создание лэпбуков по темам: - «Самобытные копытные» - «Толковые псовые» - «Кошки с обложки» - «Браты приматы» -«Этим птицам стоит удивиться». 4. Создание Черной книги НСО 5. создание книги «Животные Новосибирского зоопарка, занесенные в Красную книгу НСО» 6. Создание книги «А знаете ли вы….», На заключительном этапе, запланировано участие в районном конкурсе «Ярмарка педагогических идей – 2019»; в мае 2019 года, планируется презентация проекта среди педагогического коллектива ДОУ, на итоговом родительском собрании. Ожидаемые результаты проекта: *дети обладают установкой положительного отношения к животному миру; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. *дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеют разными формами и видами игры; *дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания; *у детей развита крупная и мелкая моторика; *дети проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладают начальными знаниями о природном и животном мире; *дети следуют социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, могут соблюдать правила безопасного поведения. Практическая значимость проекта Для педагогов заключается в том, что: - материалы проекта могут использоваться другими педагогами ДОУ длля организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с применением активных методов и форм (педагогический проект). - повышение профессионализма; - внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию; -обогащение предметно развивающей среды группы; У детей сформируются: - экологические знания, экологическая культура; - сознание важности природоохранных мероприятий; - навыки правильного поведения в природной среде; - чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе; - эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности. У родителей: - расширятся знания по экологическому воспитанию детей; - повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы; - гармонизируются детско-педагогические отношения; - повысится уровень экологической культуры личности. Ресурсы (бюджет проекта) Материалы для творческой деятельности В наличии Принтер В наличии Компьютер В наличии Ламинатор В наличии Бумага для принтера 250 Пленка для ламинирования 650 Материалы для лепбуков 2000 Брошурирование 300 Итого 3200 Литература: 1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. 2. Горькова Л.Ф. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – Москва: ВАКО, 2005. 3. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – Москва: АРКТИ, 2001. 4. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. – Москва: Армита- Русь, 2008. 5. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно дидактические игры для дошкольников. Москва:ТЦ Сфера, 2015. 6. Статья Кузнецова Л.В. «Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей// Дошкольное образование. 7. https://vk.com/ 8. https://infourok.ru/ 9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/ 10. Маам.ру — образовательный портал https://www.maam.ru Приложение 1 Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» 1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с животными нашего края? ДА НЕТ затрудняюсь ответить 2. На ваш взгляд обладаете ли вы достаточной информацией о животных родного края, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? ДА НЕТ 3. как часто вы посещаете новосибирский зоопарк? ЧАСТО РЕДКО ИНОГДА НИКОГДА 4. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу? ЧАСТО РЕДКО ИНОГДА НИКОГДА 6. Ваше мнение, какие качества развивает педагог в ребенке, давая знания оживотных родного края? Любознательность познавательную активность логическое, образное мышление (нужное подчеркнуть) Ваши предложения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приложение 2 «Диагностический материал, для определения уровня знаний воспитанников о животном мире» Детям предлагалось ответить на следующие вопросы: 1.Кто такие копытные животные? Каких копытных животных ты знаешь? 2.Кто такие псовые? Каких животных этого семейства ты знаешь? 3.Каких представителей семейства кошачьих ты знаешь? 4.Кто такие приматы? 5.Каких птиц ты можешь назвать? Для оценивания результатов уровня знаний детей, применялась такая шкала: 0- ни чего не знаю 1- Ответ не полный, с помощью наводящих вопросов 2- Ответ полный, без помощи взрослых. Приложение 3 Перспективный план проекта «Сказки дядюшки Ирбиса» Направления работы Совместная деятельность педагога с детьми Игровая деятельность 1. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк»,«Зоомагазин», «На лесной полянке». 2. Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается?», «Чьи детки?», «Где чья мама?», «Играя, изучаем природу», «Зоопаровозик», «Каких животных мы знаем». «Укрась слово»: на развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса. «На что похоже»: учить детей подбирать сравнения для наиболее точного описания предмета. «Отвечай быстро»: на воспитание быстроты и гибкости мышления, упражнение в классификации предметов. 3. Игра – драматизация по русским народным сказкам «Теремок», «Кошкин дом», «Зимовье зверей» 4. Игра на развитие координации слова с движением «на водопой», «Серенькие перышки», «Лошадка», «Снегири», «Игра в стадо». 5.Пальчиковая гимнастика «есть у каждого свой дом», «Серый волк», «У оленя дом большой», «Зоопарк». 6. Подвижные игры:«Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Мы с друзьями». Коммуникативная деятельность 1. Составление рассказов и докладов о животных. 2. Обогащение словаря детей. Беседа с детьми, рассматривание сюжетных картин, разбор и комментирование путаниц; использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме. Чтение художественной литературы Чтение произведений «Рассказы о животных» Е. Чарушин; «Про обезьяну» Б. Житков; «Лев и собачка» Л. Толстой; «Айболит», «Телефон» К. Чуковский; сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»;«Серая шейка» Мамин Сибиряк; «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин;«Первая охота», «Умная голова» В. Бианки;«Как я был обезьянкой» Л. Сегель;«Где обедал воробей»;«Детки в клетке»;«Олень» А. Барто и др. Познавательно-исследовательская деятельность 1.Загадывание загадок о животных. 2.Просмотр видеоматериалов и презентаций по теме. 3.Творческие задания. 4.Обучение правилам поведения в природе. 5.Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о животных. 6.Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь животным». Тематические экскурсии. Продуктивная деятельность 1. Лепка по темам: - Поросенок - Лисичка - Кот Васька - Обезьяны - Сова 2. Рисование различными техниками животных, аппликации - Барашек - Верблюд - Кошки с обложки - Лисичка сестричка и серый волк - Обезьянка Анфиса - Птицы обитатели болот Театрализованная деятельность 1.Настольный театр «Зоопарк». 2. «Теремок» 3. «Кошкин дом» 4. «Зимовье зверей» Двигательная деятельность П/игры: «Волк и овцы», «Гуси -Лебеди», «Волк во рву», «Охотники и звери», «Филин и пташки», «Кошки мышки». Загадки- движения «Угадай животное». Пальчиковые игры по теме:«Есть у каждого свой дом», «Серый волк», «У оленя дом большой», «Зоопарк». Игры на развитие координации слова с движением «На водопой», «Серенькие перышки», «Лошадка», «Снегири», «Игра в стадо». Приложение 4 План взаимодействия участников проекта Этапы проекта Деятельность педагога Взаимодействие с семьей Деятельность с детьми Подготовительный Введение в проблемную ситуацию Анализируют ситуацию с детьми Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучения диких животных нашего края Принимают участие в обсуждении Планирование деятельности Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Сказки дядюшки Ирбиса». Консультативная работа с родителями. Построение системы работы с детьми: перспективное планирование развивающих ситуаций, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, педагогом, родителями. Реализация проекта Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон. Просмотр дома телепередач о животных. Совместная деятельность педагога с детьми по перспективному плану. Презентация проекта Создание книг Оказывают помощь в сборе материала. Активные участники. Подведение итогов Организует презентацию и представление созданных книг Оформление рисунков с составлением описательных рассказов о животных. Создание книги о животных НСО, обитающих на территории новосибирского зоопарка, занесенных в красную книгу. Изготовление поделок диких животных из разнообразного материала Приложение 5 Перспективный план работы с родителями в рамках реализации проекта «Сказки дядюшки Ирбиса» Направление по повышению компетентности родителей Совместная деятельность педагога с родителями Совместная деятельность родителей с детьми Результат Информационно-аналитическое Познакомить родителей с предполагаемым проектом Поддерживают интерес к данной теме через беседы, наблюдения и др. Получение родителями информации о предстоящей работе Познавательное Консультация«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животным миром» Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных Домашнее задание на выходные дни: «Рисунков Копытных животных НСО с составлением описательного рассказа». Воспитание у детей повышенного интереса к природе Пополнение предметно-развивающей среды: Настольный театр «Зоопарк». Книги Д/и: «Кто в домике живёт?» Наглядно-информационное Папка-передвижка: «Игры, позволяющие лучше узнать о мире животных» Информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме Развитие грамматического строя речи у ребёнка. Приложение 6 Подвижные игры «Пустое место» Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. К одному я подойду и тихонько постучу. Мы по кругу идём, Мы лисичку зовём, - Тук-тук! Пусть глаза не открывает, - Кто там? Нас по голосу узнает. - ……..(Саша) - Зачем пришёл? - Побежали вперегонки, как ……. (зайцы, медведи, лисы и т.д.) «Коршун и наседка» Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость. Ход игры: В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна. «Совушка» Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие. Ход игры: Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке. «Лягушки и цапля» Цель: учить детей подпрыгивать на месте из глубокого приседа, прыгать через верёвку расположенную на высоте 15см, разными способами: двумя ногами, одной, с разбега, стараясь, чтобы цапля не поймала. Развивать ловкость, быстроту движений. Ход игры: В середине площадки обозначают болото, вбивают колышки высотой -15см. на них вешают верёвку с грузинками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «Цапля!» -она перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли. Перешагнувший через верёвку считается пойманным, можно только перепрыгивать. Приложение 10 Конспект НОД по теме: «Удивительное о кошке». Программное содержание: Расширить представления детей о мире животных. Уточнить знания детей о домашних животных. Формировать представления детей о жизни бездомных животных. Развивать эмоциональное восприятие мира, гуманность, способность к сопереживанию. Приучать детей заботиться о домашних животных. Словарная работа: Ввести в пассивный словарь - семейство кошачьих, уход. Активизировать -предки, бездомный. Подготовка: Чтение рассказа К.Ушинского «Васька», Е. Чарушина «Кошка Маруська». Разучивание с детьми стихотворения С.Михалкова «Кошка», Ю. Коринец «Лапки». Чтения стихотворения А.Усачева «Планета кошек», с последующим рисованием города для котов и кошек. Разучивание загадок, пословиц, потешек о котах и кошках Материал: Тематический набор картинок. Ход занятия: Ребята, сядьте поудобнее, сейчас вы услышите загадку о главном герое нашего сегодняшнего занятия. Чтение загадки: Без расчески причесалась. И умылась без воды, В кресло мягкое забралась. И запела на все лады. Ответы детей - кошка. Правильно, это кошка, ребята, вспомните и назовите слова похожие на слово «кошка». Ответы детей: котик, котята, кот, котенька, котеночек, коток, кошка, котенок, котятки, кошечка, кошачий, котище, Котофей. Вот сколько слов вы придумали и многие из них прозвучали очень ласково. Давайте вспомним, как в народе говорят про кошку. «Кошка - хозяйка в доме», «Кошка из дома - мышки на стол», «Живуч, как кошка», «Кошки дерутся - мышам приволье». Кошку против шерсти не гладят. Кошки нет дома - мышам воля. Существуют даже народные приметы о кошках, а вы знаете, назовите. Ответы детей: «Кошка моется - гостей зазывает», кошка мордочку прячет к морозу или ненастью, кошка свернулась клубком - к морозу, кошка лежит брюшком вверх - к жаре. Кошка пол скребет - к вьюге, стену - к ветру или непогоде. Кошка спит крепко - к теплу. У кошек долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, запасы от осеннего урожая стали свозить в зернохранилище, в амбары. Тут-то и набросились на добычу мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. В древнем Египте кошку считали священным животным. Кошка очень заботливая мама. Она вылизывает беспомощных слепых котят, кормит их молочком. Детеныши открывают глаза на десятые сутки, быстро растут и скоро превращаются в хорошеньких, веселых котят - игрунков. Они с удовольствием играют с бумажкой, привязанной к нитке, катают клубок или мячик. Вот сегодня такой веселый забавный котенок-игрунок хочет с вами поиграть. Котенок проявляет признаки любознательности. Посмотрите, уселся в компьютер на центральный экран, как вы думаете, зачем он это сделал? Хочет узнать, кто он такой? Давайте ему поможем. Если он сел в центр, значит, он хочет стать предметом всеобщего обсуждения. -Что тебя интересует, котенок? -Кто я? Как меня звать? Дети выбирают кличку котенка. Давайте выберем из всех предложенных кличек ту, которая больше всего подходит к внешнему виду нашего котенка. -Мурзик -Мне нравится кличка, которую придумали дети! - А чем я питаюсь? Ответы детей: - Ты любишь сметану, молочко, мясо, рыбу, печенку. - Чем мне нравится заниматься? Дети: - Ты любишь греться на солнышке, дремать в кресле, нежиться в тепле и уюте, мурлыкать и тереться об ноги хозяев, если в хорошем настроении. Охотиться за мышками, вылизывать свою шерстку, играть с различными предметами, точить свои когти. - Какой я? Расскажите, как я выгляжу? Дети: - У тебя теплая, пушистая, мягкая, густая, бархатистая, блестящая, лоснящаяся шерстка. -Мне нравится, как вы меня хвалите. Расскажите еще, пожалуйста. Как выглядят моя мордочка, хвостик, лапки? Дети: -Головка у тебя круглая, на ней маленькие, широко расставленные ушки, носик, ротик, два зеленых глазика, длинные усы. Лапки мягкие, в них прячутся острые коготки. Хвостик длинный, пушистый, красивый. -Какой я? Я хороший, не так ли? Дети: -Ты красивый, изящный, чистоплотный, спокойный, веселый, добрый, ласковый, умный домашний. - С кем я дружу? Дети: -У тебя много друзей, которые живут рядом с человеком. Это свинья, собака, коза, овца, корова. Они были тоже дикими, но человек их приручил. Они стали миролюбивы, покладисты, не боятся человека. Привыкли получать от него пищу, помощь, защиту. Их можно назвать одним словом - это домашние животные. - Какую пользу мы приносим человеку? - Домашние животные кормят человека, помогают, защищают. - Кто мои предки? Ребята, что означает слово «предки»? (Кто был перед тобой, от кого я произошел). В какой сказке говорится о том, как была приручена, одомашнена дикая кошка? Дети: - Сказка Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Предки - дикая кошка. Дикие кошки - хищные животные, они крупнее и сильнее домашних сородичей, охотятся только по ночам, ловят грызунов, мелких птиц, разоряют гнезда, могут ловко поймать рыбку, т.е. до сих пор в природе существуют дикие кошки. - Кто из моих родственников живет в лесу? Кто похож на кошку из диких животных? Дети: - Снежный барс, ягуар, лев, тигр. - Действительно все эти животные относятся к семейству «кошачьих». Видите, какая большая семья. Глядя на ласковую домашнюю кошку, которая выгибает спинку, тихонечко мурлычет, трудно представить, что этот безобидный зверек близкий родственник опасных хищников - тигра, леопарда, снежного барса и камышового кота. -Все ли домашние кошки как я? - Нет не все. В мире существует более 100 пород кошек: сиамские, персидские, русская голубая кошка. У сиамских кошек мордочка треугольная, лапки, хвост - черные. Персидская - мордочка круглая, носик яркий, шубка пушистая. Все породы различаются окрасом, гладкошерстные, пушистые. От породы зависит и нрав кошки. Например, персидские кошки ленивые, медлительные, недаром говорят, что персидским кошкам не хватает только шляп и тросточек. - Какой я буду, когда вырасту и стану большой и взрослой кошкой? - Ты будешь бесстрашной, ловкой, удачливой охотницей, будешь обладать выдержкой и хитростью, будешь любить своих хозяев, свой дом, гулять и охотиться в одиночку, потому что кошка - это независимое животное. Это обусловлено тем, что предки одиночные животные, у них нет стаи и вожака, которому нужно подчиняться. Все нужно делать самой. У тебя появятся котята, ты будешь заботливой мамой. Будешь кормить, и играть со своими котятами. - Ребята, а вы хотите превратиться в котят на несколько минут? Объявляю игру - аттракцион «Кошачьи забавы», «Угадай, где мышка». Детям завязывают глаза - они котята. Воспитатель везет на ниточке мышку. Дети прислушиваются, стараясь угадать с какой стороны доносится шум, и пробуют поймать мышку (на четвереньках). Кто первый поймает мышку. - Какими вы были котятами? Дети: - осторожными, чуткими, прыгучими, быстрыми. - Ребята, как вы думаете, появятся ли у меня новые родственники? Может ли такое случиться, что появятся новые породы кошек? Работа с фигурами. - А как я буду жить дальше? А это зависит от кого? Всегда ли я буду здоров? Обязательно нужно, чтобы у нашего котеночка был хозяин, который бы мог заботиться о нем, ведь бездомному всегда плохо. Вчера на улице мы видели бродячего котенка. У него нет хозяина. Никто не приласкает его, не накормит. В дождь и снег он на улице один. Жалко тебе его? Как ты ему можешь помочь? Представь себя на его месте. Почему ты очутился на улице? Как ты думаешь, правильно поступают те, кто заводит животных, а потом бросает их на улице? Почему так случается? Что ты посоветовал бы людям, чтобы в городе не было бездомных животных? Что для них можно сделать? Что должен знать каждый человек, покупая собаку, кошку или другое животное? Где бы ты жил, если бы тебя выгнали из дома? О чем бы ты мечтал в дождливый, морозный день? Что бы ты чувствовал, если бы тебя ударили, выгнали из теплого подъезда на мороз? Как бы ты поблагодарил человека, который накормил тебя. У тебя есть друзья, кто они? Что бы ты чувствовал, сидя на тротуаре, когда мимо тебя проходили тысячи людей, и они не обратили па тебя внимания? О чем ты думаешь ночью, когда остаешься один во дворе? Что ты чувствуешь, когда тебе говорят ласковые слова, гладят, играют с тобой? А когда тебя ругают? Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, овец и свиней, словом без домашних животных. Нет, это не возможно. Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячи лет они живут рядом, кормят и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, пробуждая в наших сердцах благодарность к ним и доброту. Не обижайте своих четвероногих друзей! Рефлексия. - Что вы сегодня узнали о кошках? | |
Просмотров: 575 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |