Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.
Память земляков
01.10.2019, 19:32
Ход занятия:

Вступительное слово педагога.
Правила общения:
1. С уважением относимся друг к другу
2. Любое мнение заслуживает внимания
3. Пока один говорит, все его слушают
4. Капитаны решают, кто будет отвечать.

Память, солдатская память,
Строгая доля мужчин.
К ней ничего не прибавить
Кроме седин и морщин.
Трудная радость Победы
В сердце солдата жива,
Только в рассказе об этом
Память скупа на слова…

Наша игра посвящена Великой Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Материалы основаны на воспоминаниях жителей села Черевково, которые в годы Великой Отечественной войны были на передовой или работали в тылу.
(Игра сопровождается презентацией)
1 раунд Начало войны. (Фото Дома культуры - слайд 1, приложение)

22 июня Германия начала войну против СССР. В 12 часов дня 1941 года все радиостанции страны передали обращение правительства к народу с призывом встать на защиту Родины. Была объявлена мобилизация в Армию. Всего за годы войны в Черевковском районе в ряды Красной Армии было призвано 2830 человек. Всех мобилизованных собрали в Доме Культуры. В здание никого из родных не пускали, будущим солдатам показывали кинофильмы. Через 3 дня их построили в колонны и отправили в Котлас. В то время не было личных авто и автобусов, поэтому шли пешком.

Вопрос: Зачем мобилизованным, пришедшим в Черевковский Дом культуры, пришлось ждать отправки в Котлас 3 дня?
(Ответ: Ждали пока подъедут и дальних деревень другие призывники).

2 раунд Черевковские женщины в Великой Отечественной войне. (Фото Гневашевой Л.Н. - слайд 2 приложение).

Из Черевковского района на фронт ушли 26 женщин. Женщины-фронтовички - это медики, связистки, сапёры, лётчики, снайперы, стрелки, зенитчицы, кавалеристы, танкисты, десантницы, матросы, регулировщицы, шофёры, рядовые полевых банно-прачечных отрядов, повара.
Лидия Никифоровна Гневашева вспоминает, что освобождаемые территории были сильно разрушены, и однажды пришлось перебираться по «воздушному мосту» через Днепр, чтобы вручить комсомольские билеты. (Она заполняла документы: удостоверения, представления к наградам, составляла списки солдат, погибших и т.д.).
Кем была на войне Лидия Никифоровна?
(Ответ: Служила в политчасти делопроизводителем).

3 раунд Труженики тыла.

В деревне Ракулка родилась и выросла Гурьева Августа Степановна.
Она рассказывает: «Началась война, и председатель колхоза предложил мне идти на лесозаготовки или учиться на курсы. Я пошла учиться. А в 1942 году я начала самостоятельно работать. Первую весну после окончания курсов было очень трудно работать, т.к. весна была сырая. Нормы тоже были большие: за один трудодень надо было вспахать 4 га. Работали в две смены днём и ночью. На колеснике я проработала 9 лет».
Кем работала в колхозе Августа Степановна?
(Ответ: Трактористом).

4 раунд В прифронтовых районах (Фото Труфанова С.А. – слайд 3 приложение)

В Мурманской и в Вологодской области, в Карелии в 1941 году создавались сооружения. Туда было отправлено 50 тысяч жителей Архангельской области. Была там 5 месяцев и Ташлыкова Валентина Алексеевна из деревни Максимовская. Она рассказывала, что 7 ноября 1941 года собрали в клубе очень много народу. До Котласа они шли пешком, потом их везли в товарных вагонах. Спали они на голом полу, а поесть давали хлеба размером 2 спичечных коробочка на день. Когда Валентина Алексеевна пришла с этих работ, то полтора месяца не ходила – болели ноги.
Там же был и Труфанов Сергей Александрович. В это же время он был отправлен в Вологодскую область. Работал около города Грязовец деревня Кунилово. Вернулся домой в феврале 1942 года.
Что за сооружения там создавались и для чего туда было мобилизовано столько народу?
(Ответ: Оборонительные сооружения. Они рыли окопы, блиндажи, землянки)

5 раунд (2 вопроса) Дети военного времени.
(Фото Панкратовой О.А. - слайд 4 приложение)

1 вопрос. Во время войны в Черевково были привезены дети из разных городов. Их размещали жить во все дома.
Откуда и почему эти дети были привезены к нам?
(Ответ: Эвакуированные из захваченной немцами территории).
2 вопрос. Панкратова Ольга Александровна вспоминает: «В 1943 году мыла нет, керосина нет, на улице одно бревно на дрова, топить нечем, смены белья нет. Уроки дети готовили при лучине, керосиновую лампу зажигали только на вечерах художественной самодеятельности. Наш дом во время войны
находился на Блёшкове. У меня было 112 детей».
Кем работала в годы войны Панкратова О.А.?
(Ответ: Директором детского дома).

6 раунд: Черевковцы на фронте. (Фото Малкова М.А., его ордена – слайд 5 приложение)

Малков Михаил Александрович родился в 1923 году. Был призван на войну. 1943 года прибыл на Чёрное море в город Батуми. Их бригаде катеров поступил приказ уничтожить подводную лодку в заданном квадрате. «Прибыв на место, мы произвели атаку глубоководными бомбами. О гибели вражеской подводной лодки мы поняли по маслянистым пятнам на поверхности воды».
В каких войсках (бригаде каких катеров) воевал Михаил Александрович?
(Ответ: Был боцманом в звании старшины второй статьи в Севастопольской бригаде торпедных катеров).

7 раунд Не падать духом (Фото Кобылина П. Е. слайд 6 приложение)
Многие черевковцы пришли с войны израненными и покалеченными. Нам известна история ранения Кобылина Павла Егоровича. Весной 1942 года командование Северо-Западного фронта провело крупную десантную операцию в Демянском районе Новгородской области в тылу окружённой 16 армии Вермахта. Бригада, в которой служил Павел, выполнила задание и возвращалась домой. Ветер, мороз, от голода сводило желудок. Шли по болоту голодные, мокрые, немцы беспрерывно стреляют.
Дело дошло до того, что выкапывали из-под снега лошадей, погибших осенью 1941, и питались их мясом.
В живых остались единицы, кто замерз, кого подстрелили. Павел тоже лег на снегу, сил идти уже не было, но шедший сзади командир заставил подняться и идти дальше. Павел вспоминал, что когда они вышли к своим, увидели мешки с сухим зерном и горохом, бросились к ним и горстями стали набивать рты зерном и горохом, а старшие командиры не давали им есть, так как с голоду мог получиться заворот кишечника.
К испытаниям голодом добавились тяжёлые обморожения. Дневные оттепели привели к тому, что обмундирование намокало, ночная температура опускалась до -25 градусов.
Они дошли и всех их обессиленных, обмороженных сразу отправили в госпиталь в г. Абакан.
В госпитале Павлу хотели сразу отрезать обе ноги выше колен, но старенький доктор пожалел молодого парня. Отрезали по полступней. Обессиленного, истощенного, его привязали к столу. Наркоза не было, врач сказал ему: «Кричи во весь голос» и приступил к операции. Павел был в сознании и видел, как пилой пилили его ноги. После операции лежал на 2 этаже у самого окна и в какой-то момент, решив, что никому он не нужен, да ещё и инвалид, забрался на подоконник, чтобы покончить с собой. Его вовремя заметили и спасли. В госпитале лечился с 15 марта 1942 по март 1943 г. В госпитале он закончил курсы бухгалтеров.
Кем служил на войне Павел Кобылин?
(Ответ: Десантником).

8 раунд: Герой Советского Союза (Фото Квашнина, памятник Квашнину – слайд 7 приложение).
Наш земляк Квашнин Александр Петрович родился в 1899 года в деревне Щелкудиновской Черевковской волости. Он участвовал в гражданской войне, громил белогвардейцев на Севере, освобождал от врагов Архангельск. Затем окончил командирские курсы, прошёл всю Великую Отечественную войну. Он обладал командирским талантом. В апреле 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В нашем селе несколько лет назад возле Обелиска Славы ему был поставлен памятник.
Чем командовал во время ВО войны Александр Петрович (ротой, взводом, полком, фронтом и т.д.), в каком звании он закончил войну?
(Ответ: Он командовал дивизиями на разных фронтах, звание - генерал-майор)

9 раунд: Черевковцы на войне после окончания войны. (Фото Носова В.А. – слайд 8 приложение)

Владимир Александрович Носов вспоминает: «Поскольку до призыва с 1944 по 1948 я работал в связи, то и в Армии я также был связистом. Я служил в Прибалтике в 23 отряде. Мы уничтожали тех, которые скрывался в бункерах в лесу. Отряды эти были разной численности. Помню один отряд в 16 человек: 15 мужчин и женщина. Самый большой отряд, о котором могу вспомнить – 72 человека. В этих отрядах было много военных, служивших немцам, которые скрывались от советских властей. Также там были люди недовольные советской властью, пострадавшие от коллективизации и раскулачивания».
В каких войсках служил Носов В.А.?
(Ответ: В войсках по уничтожению бандитизма)

10 раунд: Художник войны. (Фото Амосова молодого, пожилого – слайд 9 приложение).
Этот человек очень любил рисовать. В детстве он рисовал спичкой, т.к. не было кисточек. Во время войны он был сапёром и был 8 раз ранен. Когда наш земляк лежал в госпитале, вместе с ним лежал художник, у которого он многому научился. Он рисовал везде, на чём было можно: на простыне, на стене, на доске…Только после войны он смог поступить учиться на художника. У него много картин посвящено ВО войне. По его картине был построен Обелиск Славы в нашем селе. Много лет он преподавал в Черевковской художественной школе.
Как фамилия нашего земляка?
(Ответ: Амосов Пётр Селиверстович)

11 раунд День Победы (фото ветеранов - слайд 10 приложение)
Гневашева Лидия Никифоровна День Победы встретила в Днепропетровске. В полку был устроен концерт силами полкового музвзвода. В полдень пошли строем на площадь, где прошел митинг. В тот же день состоялось спортивное мероприятие, в котором участвовала и Лидия.
Какое праздничное спортивное мероприятие состоялось в День Победы?
(Ответ: Спортивная эстафета).
Завершение игры. Подведение итогов. Награждение победителей.

Рефлексия.
Заключительное слово педагога.
Расскажите о ваших родных в годы войны.
- Какую пользу вы получили от нашего сегодняшнего разговора?
- Какую пользу, по-вашему, получила я?
- Какое у вас сейчас настроение?
- Что нового вы узнали о войне, о земляках?
- Какие чувства вы испытали, услышав воспоминания очевидцев?
Педагог выдаёт учащимся небольшие карточки в форме сердечек и просит их раскрасить сердечки в разные цвета (каких чувств больше – такого и цвета в сердечке должно быть больше): синий цвет – интерес, зелёный – сострадание, красный – гордость, желтый – жалость.
Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итоги занятия.

Литература
1. Гусева Т.В. Детям о Великой Отечественной войне. Методический материал, moi-detsad.ru›
2. Матюхина Ю.А. Брейн-ринг по Великой Отечественной войне, https://educontest.net›
3. Франтикова И.В. Учебно-познавательная игра «Брейн-ринг», WWW.UCHKOPILKA.RU
Категория: Методические разработки | Добавил: olyagostewa
Просмотров: 549 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]