Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.
Особенности практики сопровождения слабослышащих детей на занятиях изобразительным искусством
СКАЧАТЬ (44.0 Kb) 31.05.2020, 10:52
Особенности практики сопровождения слабослышащих детей
на занятиях изобразительным искусством.

Число детей с нарушением слуха, к сожалению, растет во всем мире с каждым годом. И первое с чем сталкивается родитель слабослышащего ребенка, когда тот достигает 7 лет – это «У нас нет специально обученных учителей». И, несмотря на то, что у родителей есть свобода выбора образовательного учреждения и, несмотря на то, что образование для детей должно быть в шаговой доступности, таким детям все-таки приходится ездить в специализированную школу из одного конца города в другой. Это что касается общего образования, а что же с дополнительным образованием? Такие дети тоже хотят посещать кружки по интересам и развиваться также как и слышащие дети. Но и в дополнительном образовании не каждый педагог возьмёт такого ученика, ссылаясь на то, что ему будет сложно работать в группе слышащих детей и в лучшем случае предложат индивидуальные занятия. А слабослышащему ребёнку просто необходима интеграция в среду детей без нарушения слуха. Общение детей с такими людьми ускоряет реабилитацию, придаёт уверенности ребёнку в его борьбе за полноценную жизнь. Доступность получения дополнительного образования слабослышащими детьми в коллективах слышащих предполагает встречное движение общества и детей с нарушением слуха, интересы которых должны защищать родители и специалисты. И чтобы дать возможность слабослышащим детям нарисовать свою картину мира на моих занятиях изобразительным искусством, я пошла получать второе образование по работе с глухими и слабослышащими детьми. Первый курс «Сурдопедагогика и сурдопсихология. Развитие и обучение детей с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС» и второй курс «Дефектология». Ведь нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием в обучении ребенка, в развитии у него речи и воспитании полноценной личности.
В самом начале интеграции слабослыщащего ребенка в среду слышащих, он может испытывать дискомфорт. Но постоянное общение со слышащими учениками, доброжелательная атомосфера на занятиях, взаимопощь, создавали комфортное пребывание ребенка на занятии и способствовало более активному вызыванию речевых умений и их закреплению. Отмечалась значительная активизация их устной речи. Положительный момент можно отметить и среди слышащих учеников, а именно в морально-нравственном воспитании, в доброжелательном отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ну и перейдем от общих вопросов непосредственно к особенностям практики сопровождения слабослышащих детей на занятиях изобразительным искусством.
Для эффективной работы и усвоения образовательной программы включаем в образовательный процесс 1-2 (одного, двух) слабослышащих ученика. Слабослышащий ученик получает образование, соответствующее требованиям ФГОС так же как и слышащие сверстники находясь в их среде и в те же календарные сроки. В дружеской обстановке слабослышащий ученик осваивает образовательную программу. Но помимо того, что мы даем им знания по профилю кружка, в данном случае по изобразительному искусству, мы одновременно их учим слушать и говорить. Обучение слабослышащих детей строится с опорой на сохранные анализаторы – зрительный, тактильный, вибрационный, обонятельный.
И отсюда первое правило при обучении слабослышащих – он должен видеть ваше лицо (лицо говорящего). То, что он не услышит, он считает у вас с губ. Речь должна быть громкой, четкой, лаконичной. Лучшему пониманию речи способствует использование неречевых компонентов – мимики, жестикуляции. При необходимости, на занятиях можно использовать помимо устной речи, письменную и дактильную формы общения.
Второе правило. Использование наглядности. Обучение ведётся с опорой на картинку и текст. Притом текст должен быть кратким и понятным. Наглядность поддерживает интерес, обеспечивает понимание содержания, создает условия для речевого общения, снимает напряжение, вызывает положительные эмоции ребенка. Притом наглядностью могут служить не только карточки с текстом, но и предметы. Например, наш натюрмортный фонд – кувшины, чашки и т.д. В этом случае слабослышащий ученик может и тактильно ознакомиться с предметом. При необходимости, можно просто заготовить табличку с текстом к данному предмету (предмет «кувшин» + табличка «кувшин»). Визуальное и тактильное восприятие позволяет лучше и надолго запомнить предложенный материал.
Третье правило. Подражание. Рисую я, все рисуют за мной. Используя подражание как способ обучения техническим навыкам и умениям, стараюсь как можно больше активизировать детей, развивая их самостоятельность. Могу вести работу полностью, а могу показывать лишь отдельные приемы и мазки кистью (вверх-вниз, вправо-влево и т.п.). Например, показала движения мазков при изображении неба, дальше небо они дописывают самостоятельно и аналогично с травой и другими сюжетами в целом. Все свои действия я озвучиваю. Также и слабослышащие ученики «оречевляют» всё, что делают. Я задаю им наводящие вопросы: Что ты сделал? – Я нарисовал дерево и т.п. Все виды деятельности слабослышащего ребенка носят развивающий характер и являются основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самосто¬ятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предме¬тами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования.
Четвертое правило. Наглядно-действенные средства и приёмы, направленные на формирование представлений и понятий: преднамеренное создание ситуации, инсценировка, драматизация, обыгрывание (предметов, действий, явлений) и др. Все эти средства используются в сочетании со словесными способами обозначения, доступными учащимся на данном уровне их речевого развития. Здесь можно использовать различные 2-х минутные игры, электровикторины, задания, пазлы и мы в роли актеров – попрыгали, походили, если надо объяснить какое-то действие.
Игровые приемы обучения на занятиях, создающие радостную необычную атмосферу, повышающие интерес как у слышащих, так и у слабослышащих учеников, способствующие более эффективному овладению навыками и умениями, можно использовать во всех возрастных группах.
Очень важно понимать понял вас слабослышащий ученик или нет. Если он что-то не понял, мы не рисуем за него, а пробуем еще раз объяснить, показать. Как, например, мы можем объяснить что такое «ритм». Можно отбивать его руками, можно приложить руку к сердцу, а можем показать на картинках или счетных палочках.

Попробуем оказаться на месте слабослышащего ребёнка и нарисуем 2 работы на одну тему. Но первую работу вы будете рисовать без особого подхода, т.е. без опоры на губы говорящего, без наглядности. А второй рисунок на эту же тему мы нарисуем уже с особым подходом.
Чтобы нам, слышащим, искусственно снизить слух, воспользуемся противошумными берушами. Сравните рисунки.
Какие мы можем сделать выводы?
- Очень тяжело слабослышащим детям понять, что от него хотят, без особого подхода.
- Соблюдение таких простых правил, поможет слабослышащим освоить образовательную программу наряду со слышащими сверстниками.
- Целенаправленная работа по интеграции детей с нарушенным слухом не только создаёт благоприятные условия для развития слабослышащих детей, но и обогащает социальное, моральное и эмоциональное развитие слышащих детей.
Категория: Методические разработки | Добавил: lazar_malya
Просмотров: 497 | Загрузок: 224 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]