Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.
Методическая разработка «Семена овощных культур»
18.03.2020, 10:36
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов
города Димитровграда Ульяновской области»

Методические материалы к разделу «Семена овощных культур»

Автор: Кузнецова Елена Павловна
педагог дополнительного образования

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1. СЕМЕНА ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР.
2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЯН.
3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЯН ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ.
4 КАК ПРАВИЛЬНО РАССЧИТАТЬ СРОКИ ПОСЕВА СЕМЯН ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ РАССАДЫ?
5. СРОКИ ХРАНЕНИЯ СЕМЯН ХОТЯ БЫ ОСНОВНЫХ ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР В КОМНАТНЫХ УСЛОВИЯХ.
6 ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВЫСЕВА СЕМЯН.
7 ПОДГОТОВКА СЕМЯН К ПОСЕВУ.
8. ТЕСТ НА ТЕМУ «СЕМЕНА ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ».
9 ПРИЛОЖЕНИЕ.
10. ЛИТЕРАТУРА.


Пояснительная записка
Данные методические материалы разработаны для учащихся 10 – 14 лет второго года обучения объединения «Юный агроном» детского образовательного учреждения «Станции юных натуралистов».
Для получения высоких устойчивых урожаев овощей большое значение имеет выбор семян, определение их сортовых и посевных качеств, знание нормы и сроков посева семян, условия их хранения, подготовка семян к посеву. Социальная потребность общества в этих знаниях существует, т.к. почти в каждой семье есть дачный участок. Методическая разработка позволяет в большей степени учесть индиви¬дуальные особенности детей, их интерес к овощеводству. Много издано книг по овощеводству, но они не адаптированы к пониманию их школьниками 10-14 лет и очень мало сведений по теме «Семена». Поэтому данные методические материалы могут быть использованы при изучении темы о семенах в учебной программе по биологии и окружающему миру. Это значительно расширит, углубит и детализирует знания учеников о семенах культурных растений, подчеркнет связь биологии с сельским хозяйством.
Новизна методической разработки заклю¬чается в формах и методах подачи материала.
На изучение тем в блоке «Семена» образовательной программы «Растениеводство» отводится 20 часов. Учебное занятие, продолжительность которого два часа, часто бывает комбинированным, то есть теория + практика. При такой организации занятий знания переходят в умения, умения в навыки (если умеет, значит знает).
Теоретические занятия могут быть в форме рассказа, диалога, беседы. Рассказ - повествовательное изложение материала по данной теме занятий. Эмоциональность, образность рассказа важна для восприятия детей. Рассказ сопровождается демонстрацией коллекции семян овощных растений, фотографий, картинок. Беседа - очень важный метод работы педагога на основе непосредственного общения с учащимися. Вопрос является основным элементом беседы. Важны параметры вопросов (открытость, закрытость). Открытые вопросы предоставляют учащемуся самому выстроить свой ответ. Закрытые вопросы содержат в себе формулировку ответа. Беседа используется в начале изучения темы для определения объема знаний учащихся. Беседа в конце занятия имеет контрольную функцию.
В образовательном процессе используются задания творческого характера, когда полученные знания, впечатления, умения применяются в самостоятельной творческой деятельности, дающей оригинальный индивидуальный продукт. Например, поделки из семян овощных растений. В процессе работы идет повторение определения семян, их запоминание визуально и тактильно.
Даются такие индивидуальные задания как сообщение «Интересное о семенах», «Семена в лекарственных целях», проведение опыта «Проращивание семян», которые также направлены на развитие творческих способностей детей и умения работать с литературой, Интернетом.
Для определения особенностей приемов подготовки семян к посеву на занятии выбрана технология критического мышления. На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизируют сведения, соотносят их с собственными знаниями.
Углублению познавательного интереса к теме «Семена» способствует включение в учебное занятие познавательных игр и игровых заданий, проведение опыта. В процессе занятий используются биологические шутки, пословицы и поговорки, загадки о семенах. Зачетные занятия - повторение, закрепление пройденного материала и контроль за полученными знаниями и умениями.
К зачетным занятиям относится проведение теста «Семена овощных растений». Ожидаемый результат: дети знают условия хранения, прорастания семян, сроки посева капусты
ранней, средней и поздней, томата, перца и баклажана на рассаду, сроки посева овощей в грунт. Умеют определять овощи по семенам, фото, описанию. Умеют заложить опыт по прорастанию семян. Делают выводы.

Цель: обобщение, углубление и детализация знаний учащихся о семенах овощных растений.
Задачи: формировать представления о развитии растений из семян; дать знание о нормах и сроках посева основных овощных растений; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян; развивать умения и навыки самостоятельной работы, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы; развивать логическое и творческое мышление; способствовать развитие интереса к дальнейшему изучению выращивания овощей из семян.
1. СЕМЕНА ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР
В природе существуют семенной и вегетативный способы размножения растений. Большинство овощных растений раз¬множают семенами. В качестве посадочного материала овощ¬ных растений с точки зрения ботаники могут быть: семена (капуста, горох), односемянные плоды (салат, шпинат), двусе¬мянные плоды (морковь, петрушка) и соплодия (свекла). Принадлежность семян к определенному роду и виду опре¬деляют по внешним признакам: величине, форме, окраске по¬верхности, запаху и т. д., пользуясь при этом специальными определителями. Однако у растений одного ботанического се¬мейства семена по величине, форме и окраске иногда бывают весьма сходны между собой. В этом случае применяют другие способы определения, например, окрашивание некоторыми химическими реактивами или при помощи микроскопических исследований. Знание семян и умение различать их по внешним признакам необходимы агроному потому, что с морфологическими признаками семян связаны биологические и хозяйственные особенности овощных культур.
2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЯН
Зрелое семя любого овощного растения состоит из трех ос¬новных частей: а) зародыш, который имеет все основные органы будущего растения - первичный корешок, почечку, одну или две семя¬доли и зачаточный стебелек; б) запасные питательные вещества, которые используются в процессе прорастания семени. Запасы питательных веществ в семенах растений семейства Тыквенные, Бобовые, Крестоц¬ветные и Сложноцветные расположены в семядолях. У расте¬ний семейства Зонтичные, Пасленовые, Лилейные, Гречиш¬ные и Злаковые запасные вещества находятся в эндосперме. У растений семейства Маревые - в перисперме; в) оболочка (кожура). У овощных культур семейства Зонтич¬ные, Маревые, Гречишные, Сложноцветные и Злаковые обо¬лочка семени одновременно является и плодовой оболочкой. У овощных растений этих семейств условно называют семена¬ми (т. е. посевным материалом) не настоящие чистые семена, а сухие плоды. У растений семейства Крестоцветные, Лилейные и Бобовые посевной материал (семена) состоит из настоящих семян, вы¬нутых из сухих плодов. Поэтому они имеют только одну се¬менную оболочку. У растений семейства Тыквенные и Пасленовые посевной материал тоже является настоящими семенами, взятыми из со¬чных мясистых плодов. Проведем опыт, чтобы доказать, что в состав семян входят органические вещества.
1. Докажем, что в состав семян входят углеводы. Для этого возьмем кусочек теста, положим его в марлю. Края марли завернем так, чтобы получился мешочек. Опустим мешочек с марлей в стаканчик с водой. Вода стала мутной. В мутную воду капнем раствор йода. Вода стала темно-синей. Значит, в состав семени пшеницы входит углевод – крахмал.
2. Докажем, что в состав семян входят белки. Для этого развернем марлю. На марле осталась клейкая масса. Значит, в состав семян пшеницы входи растительный белок – клейковина.
3. Докажем, что в состав семян входят жиры. Для этого на листе бумаги раздавим семена подсолнечника. Мы видим, что на бумаге осталось масляное пятно. Значит, в состав семени входит растительный жир – масло.
3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЯН ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ
1. Семена капусты. Настоящие, средней величины (в 1 г 150-350 шт.), шаровидные, гладкие, темно-коричневые. Запас¬ные питательные вещества размещены в семядолях. Покровы - одна семенная оболочка. Семена капусты различных разно¬видностей почти неразличимы. Их трудно отличить от других крестоцветных. Отличить семена разновидностей капусты можно по их микроскопическому рисунку. Се¬мена капусты имеют, более светлую окраску, чем у брюквы.
2. Семена редиса. Настоящие, крупные (60-110 шт. в 1 г). Округло-яйцевидные, иногда с плоскими вдавленностями. Гладкие. Красновато-серые. Семядолей две. Запасные пита¬тельные вещества размещены в семядолях. Покровы - одна се¬менная оболочка. По наружному виду семена трудноотличимы от семян редьки.
3. Семена редьки такие же, как у редиса. Цвет более красно¬ватый и меньше вдавленностей.
4. Семена репы. Настоящие, мелкие (в 1 г 600-900 шт.). Ша¬ровидные, гладкие, светло-коричневые, семядолей две.
5. Семена брюквы. Настоящие, средней величины (в 1 г 150-350 шт.). Шаровидные, гладкие, темно-коричневые.
6. Кресс-салат имеет небольшой плод-стручок – округло - яйцевидной формы с крылышками, растрескивающийся в про¬дольном направлении. В каждом из двух отделений плода на¬ходятся по 1-2 семени. Семена настоящие, светло-красно-ко¬ричневые, имеют высокую всхожесть и сохраняют ее в течение 3-4 лет.
7. Семена моркови. Ботанические плоды двусемянки, око¬лоплодники, сросшиеся с семенами. Семянки соединены меж¬ду собой карпофорами. Мелкие (в 1 г 600-900 шт.). Плод име¬ет овальную форму, поверхность продольно-ребристая. На ребрах густо расположены тонкие, острые шипики. Семена зе¬леновато-серые, шипики беловатые. Семядолей две. Покровы: верхний - околоплодник, нижний - семенная оболочка (срос¬шиеся). Богаты эфирными маслами. Издают специфический пряный запах.
8. Семена петрушки. Ботанические плоды двусемянки. Се¬мянки соединены между собой карпофорами. Мелкие (в 1 г600-900 шт.). Плод двусемянка имеет яйцевидную форму. На верхушке плода два крючкообразных усика. Поверхность про¬дольно-ребристая. Ребра крутые, беловатого цвета, без шипиков. Семена имеют зеленовато-коричневый цвет. Покровы - сросшиеся плодовая и семенная оболочки. Богаты эфирными маслами, имеют специфический запах.
9. Семена укропа. Ботанические плоды двусемянки. Мел¬кие (в 1 г 600-900 шт.). Форма одной семянки - плоский ши¬рокоовальный, в середине утолщенный диск, более вытяну¬тый, чем у пастернака. На поверхности имеются продольные, мелкие, частые ребрышки. Цвет в середине диска темно-се¬рый, кромки желтоватые. Обладают резким пряным запахом. Остальные признаки сходны с признаками пастернака.
10. Семена столовой свеклы. Ботанические плоды (соплодия-клубочки). Каждый плодик, раскрывающий коробочку, срастается с древеснеющим околоцветником, образуя ложный плод. Несколько ложных плодиков еще срастаются друг с дру¬гом, образуя твердое соплодие-клубочек. В соплодии может быть от 2 до 8 отдельных раскрывающихся при созревании ко¬робочек. Семена-клубочки свеклы крупные (в 1 г 10-60 шт.). Форма округлая, поверхность морщинистая. Цвет серый с раз¬личными оттенками, иногда зеленовато-серый. В каждой ко¬робочке одно семя. Зародыш семени серповидно изогнутый, имеет две семядоли. Запасные питательные вещества находят¬ся в перисперме. Покровы каждого семени состоят из семен¬ной, плодовой оболочек и одревесневевшего околоцветника.
11. Семена лука репчатого. Настоящие, средние (в 1 г 150-350 шт.), форма угловато-сегментная, граненая, с более заос¬тренным основанием. Гладкие, блестящие, черные (чернушка).
Зародыш имеет одну семядолю серповидно изогнутую и погруженную в эндосперм. Покровы - черная се¬менная оболочка.

12. Семена томата. Настоящие, средней величины (в 1г 200-250 шт.). Плоские, округлые, слегка вытянутые к основа¬нию. Поверхность ворсистая (как бы опушенная), цвет серова¬то-матовый. Покров состоит из одной семенной оболочки.
13. Семена баклажана. Настоящие, средней величины (в 1 г 100-500 шт.). Плоские, чечевицеобразные или неправильно дискообразные, с выемкой, углублением около основания. Гладкие, розовато-желтые.
14. Семена перца. Настоящие, средней величины (в 1 г 150-350 шт.), плоские, округлые, с носиком, похожим на отверстие у основания, гладкие, желтовато-белые (светло-кремовые).
15. Семена огурца. Настоящие, крупные (в 1 г 10-60 шт.), форма плоская, овальная. Основание круто заостренное. Глад¬кие. Цвет белый. Зародыш имеет две сильно развитые семядо¬ли. Покров состоит из одной оболочки. Иногда встречается в виде тонкой, прозрачной пленки остаток перисперма.
16. Семена дыни. Настоящие, крупные (в 1 г около 10 шт.). Овальные у основания, менее симметричные, чем огуречные. Гладкие. Цвет желтовато-белый, с большей желтизной, чем огуречные.
17. Семена арбуза. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1 - 10 шт.) форма семян плоская, с небольшой объемистостью к основанию, носик небольшой, туповатый. Поверхность гладкая, блестящая. Окраска чаще черная, темно-коричневая (встречаются серова¬тые с черным ободком). Остальные признаки такие же, как у семян огурца.
18. Семена тыквы. Настоящие, очень крупные (в 1 г 2-10 шт.). Плоские, широкие, овально-вытянутые, к основанию слабо за¬остренные. Гладкие. Окраска желтовато-белая или белая. У боль¬шинства семян края как бы спаяны ободком. Остальные призна¬ки такие же, как у семян огурца. Семена кабачка мельче, более вытянутые, менее широкие и более тупые с концов.
19. Семена гороха. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-10 шт.) Шаровидные, гладкие и морщинистые, желтовато-белые и дру¬гих окрасок. Зародыш имеет две сильно развитых толстых семя¬доли. Покров семени состоит из одной семенной оболочки. При прорастании семядоли на поверхность почвы не выбрасываются.
20. Семена бобов. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-2 шт.). Форма почковидная. Поверхность гладкая, чаще черная, бурая, синеватая. Остальные признаки такие же, как у семян го¬роха. При прорастании семядоли выбрасываются на повер¬хность почвы.
21. Семена фасоли. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-5 шт.). Форма чаще почковидная, уплощенная. Поверхность гладкая, мозаичной окраски и расцветок. При прорастании семян у мно¬гих сортов фасоли семядоли остаются в земле. Остальные при¬знаки такие же, как у гороха.
22. Семена салата. Ботанические плоды семянки, очень мелкие (в 1 г 1000-2000 шт.). Форма сильно вытянутая, семена, заостренные к основанию. В поперечном разрезе имеют округ¬лый вид. Поверхность покрыта частыми продольными бороз¬дками. Окраска темно-коричневая и белая. На верхушке име¬ется летучка. Зародыш имеет две развитые семядоли. Покров - кожистый околоплодник, не сросшийся с семенем.

Познавательная игра: «Чье это семя?» на определение семян овощных культур по описанию, по фото, используя коллекцию семян.
Игровое задание: Кто быстрее переберет смесь из различных овощных семян по фракциям?

4. КАК ПРАВИЛЬНО РАССЧИТАТЬ СРОКИ ПОСЕВА СЕМЯН ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ РАССАДЫ?
Как известно, через рассаду выращивают¬ся те культуры, которым в условиях дан¬ной местности не хватает теплых дней для пол¬ного вызревания или с целью получения более раннего урожая. Например, у многих видов ка¬пуст, некоторых других овощных культур вегета¬ционный период длится 150 и больше дней. У томата созревание плодов в зависимости от сор¬та и
местности наступает на 90-160-й день после появления всходов. Если же томат и перец слад¬кий уберечь от холода (в теплице), то они могут расти и больше года.
Для расчета сроков высева семян с целью по¬лучения качественной рассады следует учитывать место выращивания (открытый или закрытый грунт, вид теплицы), вегетационный период куль¬туры, срок от высева семян до получения всходов, качество семян (энергия прорастания). Например, семена томата сохраняют нормальную схожесть до 7 лет, а при температуре хранения 14-16° и влажности не более 75% - 10 и более лет. При температуре в пределах 22-25° всходы томата появляются через 4-5 дней пос¬ле посева. Оптимальный возраст рассады этой культуры для высадки на постоянное место 45-65 дней в зависимости от условий выращи¬вания. У перца сладкого и баклажана этот срок составляет 55-60 дней, у огурца, кабачка, па¬тиссона - 20-25 дней. При этом необходимо учитывать исходя из ваших условий срок прогревания почвы (открытого или закрытого грунта) до температу¬ры не менее 12-14° для теплолюбивых культур.
Поэтому, если планируете получить ранний урожай в отапливаемой теплице, то посев семян томата, перца сладкого, баклажана, огурца мож¬но проводить с начала февраля. При этом всходы необходимо обеспечить достаточным количе¬ством световой энергии (люминесцентными лам¬пами 12-14 часов в сутки). При выращивании в пленочной теплице посев семян этих культур мож¬но начинать в конце февраля - начале марта.
Для выращивания томата в открытом грунте при на¬личии возможности защитить растения в мае от возможных заморозков срок высадки 45-60-дневной рассады 15-20 мая или после минования уг¬розы заморозков (для средней полосы России после 8 июня).
В комнатных условиях наиболее приемлемый срок посева семян ранней капусты на рассаду -10-15 марта. При этом первые кочаны в открытом грунте можно получить уже в начале июля. Посев семян для получения рас¬сады поздних сортов капусты проводят с 1 по 10 апреля, средних сортов капусты – 15-20 апреля. Средние сорта капусты можно сеять на рассаду в открытый грунт, прикрыв до всходов пленкой.

Решить задачу: Когда нужно посеять огурцы в открытый грунт, чтобы получить продукцию 10 августа, если от всходов до урожая проходит 50 – 60 дней? (не позднее 5 июня)
Когда нужно посеять семена томата на рассаду, чтобы высадить 60-дневную рассаду в открытый грунт 10 июня? (конец марта)
Когда нужно посеять семена ранней капусты на рассаду, чтобы высадить 50-дневную рассаду в открытый грунт 1мая? (7 марта)

Проведение опыта: «Влияние температуры на всхожесть семян капусты». Для этого ставим ящики с посевами капусты в места теплицы с разной температурой.

5. СРОКИ ХРАНЕНИЯ СЕМЯН ОСНОВНЫХ ОВОЩНЫХ И ПОЯВЛЕНИЕ ВСХОДОВ

Культура Масса
1000 семян, г Срок
хранения, лет Срок появления всходов, при посеве сухими семенами, дней Минимальная температура прорастания Со
Арбуз 60 – 140
6 - 8 6 - 15 15 - 17
Баклажан 3,5 - 5,0 3 - 5 8 - 14 13 - 14
Бобы 1000 - 2500 5 - 6 3 - 8 3 - 4
Брюква 2,8 - 4,5 4 - 5 2 - 7 2 - 3
Горох 150 - 450 5 - 6 3 - 7 1 - 2
Дыня 30 - 55 6 - 8 5 - 10 15 - 17
Кабачок 140 - 200 6 - 8 4 - 8 10 - 12
Капуста:
белокочанная,
краснокочанная,
брюссельская 3,1 - 5,0 4 - 5 3-6 2 - 3
репчатый 2,8 - 5,0 3 8 - 18 2 - 3
Морковь 1,0 - 2,8 3 - 4 9 - 15 4 - 5
Огурец 16 - 35 6 - 8 4 - 8 13 - 15
Перец 4,5 - 8,0 3 8 - 16 8 - 13
Петрушка 1,0 - 1,8 2 - 3 12 - 20 3 - 4
Редис 8,0 - 12,5 4 - 5 3 - 7 1 - 2
Редька 7,0 - 13,8 4 - 5 3 - 7 1- 2
Репа 1,0 - 4,0 4 - 5 3 - 6 2 - 3
Салат 0,8 - 1,3 3 - 4 4-10 2 - 3
Свекла 10,0 - 22,0 4 - 5 8 - 16 5 - 6
Томат 2,8 - 5,0 4 - 5 4-8 10 - 11
Тыква 140 - 350 6 - 8 4 - 8 10 - 12
Укроп 1,2 - 2,5 2 - 3 8 - 15 2 - 3
Фасоль 300 - 700 5 - 6 4-10 10 - 12


6.ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВЫСЕВА СЕМЯН 1КЛАССА

КУЛЬТУРА НОРМА
кг/га
АРБУЗ: мелкосеменные 2,0-3,0
БАКЛАЖАН: (посев на рассаду) 0,5-0,8

БОБ: обыкновенный, черный 100,0

БРЮКВА: посев в грунт на продукцию 3
ГОРОХ: крупносеменной:
двухстрочный посев 150-180
сплошной посев 200-250

ДЫНЯ: 2,0
КАБАЧОК: (при посеве в грунт) 4,0
КАПУСТА: Белокочанная при
высадке рассадой 12-15
все сорта при рядовом посеве
в грунт на продукцию 2,0
ЛУК РЕПЧАТЫЙ:
чернушка на репку 4,5-6
МОРКОВЬ: однострочный посев 5,0-7,0
с междурядьями 45 см
ПЕРЕЦ СЛАДКИЙ: посев на рассаду 1,5
РЕДИС: 18-22
РЕДЬКА 4-6,0
РЕПА: 2,0

СВЕКЛА СТОЛОВАЯ: 10-12
ОГУРЕЦ: при рядовом посеве 6,0-8,0
ТОМАТ: при высадке рассадой:
ранние сорта 0,5
поздние сорта 0,4
при рядовом посеве в грунт 1,5-2,0
ТЫКВА 2,5-4,0
УКРОП: на технические цели 12,0
на зелень 25
ФАСОЛЬ: 100,0

На практике в рекомендуемые нормы высева приходится вносить поправки в зависимости от качества посевного мате¬риала, почвы, засоренности полей, желаемой густоты стояния растений, способа посева.
Наряду с показателями основных посевных качеств (всхо¬жесть, чистота), долговечность семян, т. е. как долго семена сохраняют всхожесть, имеет большое значение в практике. Многие овощные семена, в противоположность семенам зер¬новых культур, сравнительно быстро теряют способность к прорастанию. Всхожесть семян, в зависимости от возраста, у разных культур изменяется неодинаково.

7. ПОДГОТОВКА СЕМЯН К ПОСЕВУ.

Посевной материал. Ка¬чество посевного материала и правильный выбор сорта имеют большое значение для получения высокого устойчи¬вого урожая в оптимальные сроки. Сорт выбирают с учетом продолжительности роста и сроков созревания для того или иного вида использования (в свежем виде, для консервиро¬вания и т. п.).
Необходимые семена лучше покупать в магазинах «Сортсемовощ». Такие семена прове¬рены на всхожесть и чистоту. Для посадки предпочтительнее использовать семена с высоки¬ми сортовыми и посевными качествами. На первом месте по сортовым качествам стоят элитные семена, затем идут семена первой и второй кате¬горий сортовой чистоты. Сор¬товые качества удостоверяют¬ся сортовым свидетельством.
Мы можем и сами собрать семена. Для посадки берутся крупные семена от вызревших растений понравившегося сорта. Самые крупные семена у огурца формируются в верхней трети плода, у моркови – на центральном побеге и так далее.
Посевные качества семян определяются энергией про¬растания, всхожестью, влаж¬ностью, чистотой, хозяйствен¬ной годностью. Семена I клас¬са большинства овощных культур должны иметь всхо¬жесть 85-95%, цветной капусты, лука, свеклы - не ниже 80%, моркови, пастернака, петрушки, перца, шпи¬ната - не менее 70%. Для сельдерея всхожесть установ¬лена не менее 75%, а для укропа - 60%.
Подготовку к посеву начи¬нают с отбора крупных и полновесных семян, которые дают более высокий и ранний урожай по сравнению с обычными.
Для отбора крупные семена погружают в 3-5%-ный раст¬вор (30-50 г на 1 л воды) поваренной соли . Высыпают их в раствор небольшими порция¬ми, помешивая, и держат в растворе несколько минут. Крупные семена при этом осе¬дают на дно, а мелкие всплывают, и их удаляют. Затем раствор аккуратно сливают, а семена несколько раз про¬мывают водой и просуши¬вают.
После сортировки семена проверяют на всхожесть и энергию прорастания. Для этого в сложенную в три слоя марлю, фильтровальную бума¬гу или ткань кладут увлаж¬ненные семена (мелких - не менее 100, средних - 50, круп¬ных - 20 шт.) и помещают на дно плоской тарелки или блюдца. Сверху семена покрывают этими же материалами, смачивают водой, закрывают тарелкой или блюдцем и ста¬вят в теплое место, следя за тем, чтобы подстилка всегда была влажной. Температура при проращивании должна быть 16-20°. Для проращи¬вания можно использовать хорошо увлажненный войлок или сукно.
Семена проращивают так¬же в марле или в фильтро¬вальной бумаге, на стеклянной пластинке, уложенной поперек блюдца, концы марли или бумаги опускают в блюдце с водой комнатной темпера¬туры. Влага к семенам при та¬ком способе проращивания поступает через опущенные в воду концы материала.
Когда срок прорастания истечет, суммируют количество проросших и непроросших семян и определяют процент всхожести (если из 100 семян, например, проросло 90, зна¬чит, процент всхожести се¬мян-90%).
Энергию прорастания се¬мян капусты, редиса, редьки, огурцов определяют на четвер¬тый день; свеклы, щавеля, лука, шпината - на пятый; моркови, укропа - на шестой; томатов - на седьмой; пет¬рушки, сельдерея - на вось¬мой. Дружно прорастающие семена дают равномерные и сильные всходы.
Крупные семена тыквы, го¬роха, фасоли, сахарной куку¬рузы лучше проращивать в хорошо промытом, высушен¬ном и просеянном через густое сито песке, увлажняя его во¬дой до сырого
состояния. В таких случаях их зарывают в песок на глубину 2-3 см. Для посева отбирают семена с более высокой всхожестью и энергией прорастания. Обес¬печивая дружные и скорые всходы, они позволяют своев¬ременно вести борьбу с сорня¬ками и облегчают уход за растениями.
Жизнеспособность семян зависит от культуры, условий хранения посевного материала и выращивания семенников, уборки и послеуборочного дозревания семян. Обычно се¬мена

овощных культур сохра¬няют посевные качества от двух до девяти лет. Для посе¬ва лучше брать семена одного года хранения. Исключение составляют огурцы, для посад¬ки которых предпочтительнее использовать семена двух-, трехгодичной давности. Огур¬цы, посеянные свежими одно¬годичными семенами, нередко образуют много мужских (пус¬тоцветов) и мало женских цветков, в особенности в пер¬вый период плодоношения, и в результате снижаются урожаи раннего сбора.
Подбору семян по их качеству необходимо уделять большое внимание, выбрако¬вывая семена с низкой всхо¬жестью и энергией прорас¬тания, плохих сортовых кате¬горий. Затраты на обработку семян с лихвой покрываются более высоким урожаем.
Обеззараживание. Позволяет уничтожить возбудителей бактериальных, грибных и вирусных заболеваний, имеющихся на семенах или внутри них, а также защитить молодые всходы от болезнетворных микроорганизмов, находящихся в почве. Один из способов – кратковременное прогревание семян в горячей воде. Семена капусты против грибных заболеваний прогревают в течение 20 минут при температуре 50. После прогревания семена охлаждают, погружая в холодную воду.
Намачивание и проращива¬ние. В овощеводстве широко применяют намачивание се¬мян до полного их набухания, что ускоряет появление всходов. Семена укропа, шпи¬ната намачивают водой при температуре 20-25° в течение одних-двух суток. Семена за¬ливают с таким расчетом, что¬бы вода их только покрывала. Воду меняют утром и вечером. Перед посевом семена просу¬шивают. Семена моркови, петрушки, лука, а иногда и капусты также требуют нама¬чивания в воде комнатной тем¬пературы.
Для увлажнения исполь¬зуют деревянную, эмалиро¬ванную или стеклянную по¬суду. Семена в них насыпают тонким слоем и заливают водой в несколько приемов - внача¬ле в половинной норме. Коли¬чество воды зависит от культу¬ры. Для моркови, свеклы, петрушки ее должно быть 80-100% по отношению к массе семян, для огурцов, дыни - 50-55, капусты и арбуза – 50-60, томатов - 75, фасоли и гороха - 100%. Семена каждый час переме¬шивают, чтобы они полностью впитывали воду. Когда влага будет поглощена, в посуду выливают всю норму воды.
Для быстро прорастающих семян огурцов, капусты, сала¬та, редиса, арбуза, дыни про¬должительность намачивания должна быть около половины суток, для медленно про¬растающих - моркови, тома¬тов, петрушки, свеклы, лу¬ка - около двух суток. Горох и фасоль намачивают в тече¬ние 2 ч. Лук-чернушку перед посевом рекомендуется выдер¬живать 8 ч в 40-градусной воде.
Для проращивания семена расстилают тонким слоем (4-6 мм) на смоченное полот¬но в теплом помещении с температурой 15-20° и сверху накрывают мешковиной.
Закалка семян. Это обеспечивает по¬лучение более раннего уро¬жая овощей и повышение их холодостойкости. Прием заключается в том, что слегка проросшие семена подвергают воздействию низких температур -1 -2 двое суток , а сухие – повышенных температур. Пророщенные семена сеют только во влажную почву или при посеве поливают. Норму посева устанавливают по мас¬се сухих семян.
Тепловая обработка. Семе¬на, убранные в неблагоприят¬ную погоду, а также хранив¬шиеся в холодных помеще¬ниях, имеют низкую энергию прорастания, а иногда и пони¬женную всхожесть.
Для улучшения посевных качеств семян перед посевом их обогревают на солнце, периодически перемешивая 2 -5 дней
Обработка семян препара¬тами, содержащими микроэле¬менты. Для ускорения сроков созревания овощей, повыше¬ния их устойчивости к забо¬леваниям и в конечном итоге - увеличения урожайности при¬меняют предпосевное намачи¬вание семян в растворах препаратов и удобрений, со¬держащих микроэлементы. Хорошо проверено на практике намачивание овощных семян в течение суток при комнатной температуре в слабых раство¬рах. На 1 л воды (некипяче¬ной) берут 0,5-1 г марганцо¬вокислого калия, 0,01-0,05 - медного купороса, 0,1-0,3 - борной кислоты. Раствор готовят в таком количестве, чтобы он полностью покрывал обрабатываемые семена. Пос¬ле намачивания семена подсу¬шивают до состояния сыпу¬чести и высевают.

Некоторые овощеводы на¬мачивают семена в растворе древесной золы. На ведро воды берут 160-200 г золы и настаивают раствор в тече¬ние суток, периодически его помешивая. Затем его осто¬рожно сливают так, чтобы нерастворенная часть золы осталась на дне. В растворе замачивают семена в течение 4-6 ч, после чего их просуши¬вают и используют для посева.
Имеются данные о положи¬тельном влиянии на урожай замачивания семян в наполо¬вину разбавленном водой экстракте алоэ (в течение 6 ч при комнатной темпера¬туре).
Дражирование. Сущность дражирования состоит в обво¬лакивании семян питатель¬ными смесями (торф, перегной) с клеящим веществом. Оно позволяет проводить более равномерный посев, получать равномерные всходы, предотвращать заражение вредителями и болезнями. Дражиро¬вание обычно проводят в спе¬циальных установках - дражираторах. В домашних усло¬виях для этого можно исполь¬зовать жестяные или стеклян¬ные банки.
Семена увлажняют, опрыс¬кивая или обрызгивая их клеящим раствором, до такого состояния, чтобы они свободно отделялись друг от друга. Для этого банку сильно вращают. На 1 кг семян берут 100- 150 мл смачивающего раст¬вора (лучше с помощью гра¬дуированной пипетки). К увлажненным семенам неболь¬шими количествами - по 50 - 100 г через каждые 2 - 3 мин добавляют сухую смесь, которая, опудривая их, при¬липает к ним тонким слоем. После каждого такого опудривания семена вновь увлаж¬няют раствором и опудривают, пока они не приобретают вид драже. Для дражирования мелких семян (репа, сельде¬рей) берут сухую смесь с диаметром частиц 0,15 мм, для моркови и томатов - 0,25, свеклы и огурцов - 0,5 мм. Размер мелких дражированных семян должен быть 3-4 мм, средних – 5-6 и крупных - 10 мм и более.
Барботирование семян. Этот способ обработки семян в наибольшей мере способст¬вует повышению всхожести се¬мян и увеличению урожай¬ности овощных культур. При барботировании семена вы¬держивают в воде, в которую постоянно подают кислород или воздух. Лучшие результа¬ты получают при использова¬нии кислорода, что в домаш¬них условиях трудно осущест¬вимо и небезопасно. Поэтому вместо кислорода применяют воздух, который можно пода¬вать в воду аквариумным ком¬натным компрессором.
Наконечник шланга ком¬прессора закрепляют на дне стеклянной банки в 0,5-0,7 л, в которую наливают воду с температурой 20°. В банку погружают семена и через шланг пропускают воздух. Продолжительность барботирования для семян гороха – 6-10 ч, салата и редиса – 12-18, моркови, шпината и лука – 18-24, перца и арбуза – 30-36 ч. Если семе¬на сразу после барботирования нельзя посеять, их просу¬шивают до первоначальной влажности, разложив тонким слоем на бумаге в хорошо проветриваемом помещении. Положительный эффект барботирования сказывается даже при использовании семян через несколько месяцев после обра¬ботки. Барботированные семе¬на нельзя сеять в переувлаж¬ненную почву во избежание снижения их всхожести.

Задание на критическое мышление: Дать характеристику положительных и отрицательных сторон различных приемов подготовки семян к посеву, заполнив таблицу.
Пример:

Приемы подготовки семян Положительные стороны Отрицательные стороны
1. Обеззараживание 1 уничтожение болезней 1 затраты
2 повышение устойчивости 2 трудность в точности
к неблагоприятным факторам температурного режима
3 раннее созревание
Попробуйте найти среди семян непригодные к посадке? (Объясните.) (Отложите их в сторонку и не перепутайте с хорошими.)
8. Тест на тему «Семена овощных растений»
1.Каким способом нужно выращивать овощи в Ульяновской области, чтобы получить хороший урожай? Подчеркни правильный ответ рассадным или безрассадным.
* томат рассадным безрассадным
* ранняя капуста рассадным безрассадным
* морковь рассадным безрассадным
* перец рассадным безрассадным
* свекла рассадным безрассадным
2. Соедини правильно стрелкой название овоща и описание его семени.
Настоящие, крупные (в 1 г 10-60 шт.), форма плоская, овальная.
Основание круто заостренное. Глад¬кие. Цвет белый.
Зародыш имеет две сильно развитые семядо¬ли. горох
Покров состоит из одной оболочки. Иногда встречается в виде
тонкой, прозрачной пленки остаток перисперма.
*
Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-10 шт.) Шаровидные,
гладкие и морщинистые, желтовато-белые и дру¬гих окрасок. арбуз
Зародыш имеет две сильно развитых толстых семя¬доли.
Покров семени состоит из одной семенной оболочки.
.*
Ботанические плоды двусемянки. Форма одной семянки
- плоский ши¬рокоовальный, в середине утолщенный диск.
На поверхности имеются продольные, мелкие, частые ребрышки. огурец
Цвет в середине диска темно-се¬рый, кромки желтоватые.
Обладают резким пряным запахом.
*
Настоящие, очень крупные (в 1 г 1 - 10 шт.)
форма семян плоская, с небольшой объемистостью к основанию, укроп
носик небольшой, туповатый. Поверхность гладкая, блестящая.
Окраска чаще черная, темно-коричневая .

3. Соедини стрелкой описание способа подготовки семян к посеву с его названием.

* кратковременное прогревание семян в горячей воде. Барботирование

* обогащение замоченных семян кислородом. Обеззараживание

* обволакивание семян питательной смесью. Дражирование

14

4. Подчеркнуть, чьими семенами не могут быть семена на фото.

капуста * горох * брюква

5. Подчеркни, чьи семена на фото.

перец * редька * морковь

6. Сколько % должна составлять всхожесть семян первого класса для большинства овощных культур. Подчеркнуть правильный ответ.

• 100%
• 90%
• 60%
• 20%

7. Ответить на вопрос, подчеркнув ДА или НЕТ

* огурцы сеют свежими семенами? ДА НЕТ

* семена салата меньше 1 см ? ДА НЕТ

* семена перца дают дружные всходы при 25 ? ДА НЕТ

ПРИЛОЖЕНИЕ
Загадки о семенах
1. Цветок - крылатка, а плод – лопатка. Плод зелен и молод, но сладок, как солод.
(горох)
2. Даже в день укоса, кустик ниже проса, зато семя одно - ста просинкам равно
(бобы)
3. Из растений, чей портрет выбит на монете? Чьих плодов нужнее нет на земной планете?
(пшеница)
4.Одежкой сер, да телом бел. (рис)
5. Без окошек и дверей - полна горница людей (огурец)
6. На кусте родился, под куст свалился, на зубах очутился (орех)
7. Среди лета метелица, пух летит и стелется (семена тополя)
8. Золотое решето - крупным бисером полно (подсолнечник)
9. В малой хатке, в спаленке, спит ребенок маленький, в кладовой еда лежит, как проснется будет сыт.
(семя с зародышем и питательными веществами)
10. Зеленая птичка в землю снесла яичко.
(семя растения)
Пословицы и поговорки:
1. Земля кормит людей как мать детей.
2. Забота и на песке колос вырастит.
3. У кого весной простой, у того амбар пустой.
4. Всякое семя знает свое время.
5. Что посеешь, то и пожнешь.
6. День прозевал, урожай потерял.
7. Где сорняки растут, там хлеба вянут.
8. Урожай собирай, а сеять собирайся.

9.От доброго семени – добрый всход
10.Каково семя, таково и племя
11.От худого семени не жди доброго племени.
12.По семенам и всходы

Интересное о семенах!
1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.
Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть.
2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины - 50 000 семян весят - 4 г.Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш - у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.
Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть.
3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного - это сухие семена.
У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.
Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.
4. Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски - их возраст 10 000 лет.
Лекарственные свойства семян
а) Семена пшеницы богаты витаминами - В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.
Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника - при запорах. (Пить два раза в день по столовой ложке с водой.)
в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни. Две столовые ложки плодов залить 2 стаканами кипятка, кипятить 15 мин. На слабом огне. Охладить процедить, пить по 0.5 стакана теплого отвара 4 раза в день. Курс лечения 2-3 недели.
г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.
Для приготовления настоя используют 1 ст. ложку сухих семян заливают одним стаканом крутого кипятка, охлаждают, процеживают, пьют по одной ст. ложке 3-4 р. в день.
д) Семена петрушки обладают мочегонным действием ,выгоняют соли из организма . усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.
Отвар готовят из расчета 4 чайные ложки семян на один стакан кипятка, кипятят 15 мин.остужают и пьют по одной столовой ложке 4-6 раз в день.
ж) Знахарское средство от камней в печени и почках.
Пропустить через мясорубку 1 стакан конопляных семян. Смешать с тремя стаканами сырого молока, уварить до одного стакана, горячим процедить и пить натощак по одному стакану в день в течение 5 дней.
Через 10 дней повторить. Не есть ничего острого, возможны боли в печени, но надо выдержать. Повторять надо лечение систематически, пока камни не растворятся и перестанут беспокоить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биггс Т. Овощные культуры. - Лондон, 1982.
2. Бочкарева Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся.- Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996.
3. Детская энциклопедия. Тайны природы. -М: Махаон, 2004
4.Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. -М.,1994.
5. Калинова Г.С. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. - М.:Просвещение, 1996. .
6. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2004.
7.Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос, 1999.
8.Парники и теплицы. - Донецк: Донеччина, 2000.
9.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.
10.Программно-методические материалы. Биология 6-11кл./ сост. В.С.Кучменко.
-М.: Дрофа, 1999.
Категория: Методические разработки | Добавил: lenku1966
Просмотров: 523 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]