(25.2 Kb) | 24.12.2019, 08:04 |
по опытно-экспериментальной деятельности с использованием регионального компонента в старшей группе Тема: "Удивительный песок" Выполнила: Муратова Галина Николаевна Цель: уточнять и закреплять знания дошкольников о родном селе и его ресурсах. Задачи: Образовательные: - познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка; - уточнить знания о том, что песок неживая природа; - показать значение его в жизни человека. Развивающие: -развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук; -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; -закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой; -развивать творческие способности детей; -развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; -активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; -соблюдать правила безопасности при работе с песком; -стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитательные: -воспитывать любовь и интерес к своей малой Родине; -воспитывать бережное отношение к неживой природе нашей местности; -воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра. Материал и оборудование: мультимедийный проектор, песок, вода, тарелочки, ложки, пипетки, воронки, прозрачные стаканчики, палочки, подносы с песком для рисования, влажные салфетки, тарелочки, фартуки. Предварительная работа: наблюдение за неживой природой, загадывание загадок, проведение бесед о достопримечательностях нашего села, о песке и его пользе, дидактические игры «Необычные следы», «Что я знаю о пустыне», «Узоры на песке». Ход занятия. 1.Вводная часть. Воспитатель: Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая большая страна в мире. Территория нашей страны покрыта густыми лесами, бескрайними степями, высокими горами, полноводными реками и прозрачными озерами. - Ребята, у каждого жителя земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт. А по- вашему, что такое Родина? (это улица, дом, цветы…) «Слышишь песенку ручья? Это Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это Родина твоя. Звон дождей и шум ветвей И в саду смородина – это тоже Родина!» Воспитатель: Скажите, а как называется село в котором мы живём?(село Новоегорьевское) Расположилось оно на южном побережье соленого водоема Горького-Перешеечного, в зоне лесостепи, обрамляющий Барнаульский знаменитый ленточный бор. Озеро Горькое любимое место отдыха гостей района, оно является памятником природы. На озере с ровным дном и равномерно нарастающими глубинами отдыхает множество туристов, которые отдыхают на песчаных берегах нашего озера. Презентация «Достопримечательности нашего села» Слайд 1.Общественные места. Слайд 2.Ленточный бор. Слайд 3.Побережье озера «Горькое». - Ребята, а где еще в нашей местности встречается песок?(В карьере, в лесу, в песочнице) - А вы хотите узнать, как образуется песок? Я предлагаю посмотреть вам видео. (Показ видео №1. «Как образуется песок?».) - Ребята, а где использует песок человек? (тушат пожары, зимой посыпают дорожки, в строительстве, при изготовлении стекла, песочных часов). - А вы хотите узнать, где еще используют песок?(Да) Давайте посмотрим на экран и узнаем. (Показ видео №2. «Где используется песок человеком?».) - Где в нашей местности мы с вами можем встретить песок? (на озере, в строительстве, в лесу, в песочнице, в карьере). - По вашему мнению, следует быть осторожными с песком? (Да) - Ребята, давайте вспомним вместе правила обращения с песком? - Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться. - Нельзя песок сыпать на себя и на друзей. - Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться. - После игры с песком - помой руки. - Молодцы, эти правила нужно соблюдать, чтобы не навредить себе и другим. Воспитатель: Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты. - Вы готовы? Дети: Да. - Ребята, мы с вами будем исследовать песок нашей местности. - Песок - это живая или неживая природа? (неживая) - Почему? (живая природа дышит, пьет воду, растет) - Ребята, что такое песок? (Полезное ископаемое) 2. Практическое экспериментирование. Воспитатель: Песок – одно из самых удивительных веществ на планете. Чтобы узнать свойства песка, нам необходимо пройти в лабораторию. - А что такое лаборатория? (Лаборатория - это оборудованный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты) - Ребята давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать в лаборатории? - работать аккуратно; - не мешать друг - другу; - не торопиться. Воспитатель: Молодцы, правила вы знаете. Прошу всех занять свои рабочие места. Опыт № 1 «Просыпается ли песок через воронку?» Работа с воронкой. - Ребята, давайте попробуем просыпать сухой песок через воронку. При помощи ложки наберите сухой песок и поместите его в воронку. Воспитатель: Если песок просыпается, то он какой? Дети: сыпучий, легкий, рассыпающийся, сыпется легко. Вывод: сухой песок легкий, сыпучий. Опыт № 2. «Из чего состоит песок?» Работа с лупой. - Ребята, что бы хорошо рассмотреть песок нам потребуется лупа. Воспитатель: Давайте возьмем ложкой небольшое количество песка и насыпаем на белый лист. В правую руку берем лупу и внимательно рассмотрим песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются? Дети: (индивидуальные ответы): по размеру (большие - маленькие), по форме (круглые, квадратные, овальные и т.д.), по цвету (светлые-темные, белые, коричневые, желтые). Воспитатель: - А как вы думаете, они скреплены между собой? Дети: нет, он сыпучий, их можно разделить по одной. Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок, разного цвета и разного размера. Опыт № 3. «Имеет ли сухой песок запах?» Воспитатель: Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок? Необходимо взять аккуратно в руки тарелочки с сухим песком и понюхать. Не забывайте, что песок вдыхать опасно. Нужно просто понюхать. Дети: песок не пахнет. Вывод: сухой песок не имеет запаха. Опыт № 4. «Имеет ли запах мокрый песок?» Работа с пипеткой. - Ребята, наберите воды в пипетку и налейте на сухой песок. - Что с ним произошло? (изменил цвет, стал мокрым, влажным.) - Ребята, понюхайте мокрый песок. (имеет специфический запах) Вывод: Мокрый песок меняет цвет, форму, имеет специфический запах. Опыт № 5. « Растворяется ли песок в воде?» Воспитатель: Сейчас мы с вами это проверим. - Ребята насыпьте немного песка в прозрачный стаканчик и размешайте его палочкой. - Что произошло? (песок не растворяется в воде, он опустился на дно, песок тяжелее воды) Вывод: песок не растворяется в воде, он тяжелее воды. 3. Игры с песком. - Ребята, а сейчас я прошу вас пройти в нашу творческую мастерскую. - А как же узнать, какой песок на ощупь? Воспитатель: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому на нем можно рисовать пальцем и если аккуратно потрясти наш поднос, то изображение исчезнет и можно нарисовать что-то другое, а еще можно с песком поиграть.) -Ребята, вы хотите поиграть с песком? (Да) - прикоснуться кончиками пальцев; - прикоснуться внутренней стороной ладони, а потом внешней; - идут медвежата (кулачками переступают); - ползут змеи (ребром ладони волнистые линии); - идет лисичка (дети пальцами шагают); - бегут жучки (ребенок двигает всеми пальцами). - Ребята, я хочу узнать какие впечатления у вас остались от занятия? Если хорошие, то нарисуйте веселый смайлик, а если плохие, то грустный. (Дети вытирают руки влажными салфетками) 4. Итог занятия: - Ребята, где в нашей местности встречается песок? - Что нового и интересного вы узнали на занятии о песке? - Ребята, вам понравилось проводить опыты? - Какой опыт вам понравился больше всего? 5. Сюрпризный момент. - Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Этот волшебный песок для рисования остается у нас в группе, и вы в свободное время можете рисовать. У вас обязательно все получится. Ведь он волшебный! - Воспитатель: благодарю вас дети, вы очень хорошо работали в лаборатории. После работы необходимо помыть руки. Литература 1. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. 2. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М. : Сфера, 2007 | |
Просмотров: 789 | Загрузок: 233 | |
Всего комментариев: 0 | |