Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.
«Как живут животные зимой"
24.03.2020, 16:16
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов
города Димитровграда Ульяновской области»

Методическая разработка
«Как живут животные зимой»

Разработана
педагогом дополнительного образования Беляевой Ириной Анатольевной.
педагогический стаж – 15 лет, образование - высшее.

г.Димитровград
2020 год.
Содержание:

1. Краткая аннотация …….……………….……….3
2. Пояснительная записка ……….……………….…….4
3. Ход занятия ………….…………….…….5
4. Литература …………….………….……14

Краткая аннотация

Представлено методическая разработка учебного занятия «Как живут животные зимой».
Учебное занятие разработано для детей 6-10 лет первого года обучения по программе «Зелёная планета» объединения «Юный натуралист». Занятие реализуется в образовательной области «естествознание», направленность деятельности по программе эколого-биологическая. Отражает опыт автора, Беляевой Ирины Анатольевны, педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных натуралистов города Димитровграда Ульяновской области». Разработка мероприятия сделана с учетом возрастных особенностей учащихся. Наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток. На занятии педагог использует физкультминутки, которые позволяют снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность занятия, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшение слуха, коррекции осанки.
Данное мероприятие можно использовать для организации каникулярной работы со школьниками как в учреждения дополнительного образования так и в образовательных школах. Мероприятие соответствует современным требованиям.

1. Пояснительная записка.
Учебное занятие разработано для детей 6-10 лет первого года обучения по программе «Зелёная планета» объединения «Юный натуралист».
Актуальность выбранной темы:
Опыт работы с младшими школьниками показывает, что детей живо интересуют вопросы, связанные с жизнью животных зимой. «Куда пропадают бабочки?», «Где божии коровки?», «Чем питаются мыши?», и т.д. В школьном курсе «Окружающего мира» А.А. Плешакова темы: «Жизнь животных зимой» не рассматривается. У детей имеются лишь отрывочные, без системные сведения по этой теме. Данное занятие призвано ликвидировать пробелы и систематизировать знания детей о жизни животных зимой.
В разработке сценария данного занятия был использован краеведческий материал (рассказывается о животных, представленных в фауне Ульяновской области).
Цель: Обобщение, углубление и детализация знаний учащихся о жизни животных в зимний период.
Задачи: выявить взаимосвязь между погодными условиями и поведением животных в природе; ознакомить с понятиями: оцепенение, зимний сон, зимняя спячка; сформировать представление о разных способах зимовки насекомых; способствовать развитию творческого и логического и мышления и умение формировать выводы; способствовать развитию интереса к дальнейшему изучению поведения животных зимой.
Оборудование: картины с изображением пейзажей зимнего леса; иллюстрации с изображением зайца, белки, лося, лисицы, медведя, енотовидной собаки, барсука, ежа, хомяка, мыши, полевки, муравья, крапивницы, капустницы, бабочки адмирала, божьей коровки, кузнечика, осы, щегла, дятла, поползня, снегиря, клеста, свиристели, галки, воробья, синицы; Кроссворд «Зимующие птицы»; сосновые и еловые шишки (в качестве наградного материала за правильный ответ); 3 медали победителям
Разработка данного занятия может так же использоваться не только рамках организации дополнительного образования детей, но и но педагогами школ при организации факультативных занятий.

2. Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Я вас приглашаю на прогулку по зимнему лесу. Вы узнаете много нового и интересного о том, как зимуют лесные звери, птицы и насекомые. А ещё мы будем отгадывать загадки и решать кроссворд. за каждый правильный ответ я буду вам давать сосновую шишку. А в конце нашей прогулки мы посчитаем количество шишек у каждого из вас. у кого будет больше тот и окажется победителем.
Послушайте, как поэт Тютчев описывает зимний лес:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежною каймою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Вот мы и зашли в зимний лес. Хрустит под ногами снежок. Где – то вдали слышен стук дятла. Ярким рыжим пятнышком мелькнула среди ветвей белка. Всё кругом белым – бело. Только стволы деревьев выделяются на серо – голубом фоне неба. Нет ярких летне – осенних красок, не слышно пения птиц, не видно насекомых. Кажется, что всё вымерло вокруг. Но это совсем не так! Просто многие животные зимой ведут менее активный образ жизни. Ребята! Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей (2 фактора: голод и холод))
В природе есть замечательное приспособление защиты животных от этих неблагоприятных условий. Животные просто выключаются из активной жизни и впадают в спячку. Но спать можно по-разному. Существуют разные виды сна:
1. оцепенение;
2. зимний сон;
3. зимняя спячка;
Самые маленькие зверушки просто застывают на несколько часов, если не хватает пищи или сильно холодает. Это оцепенение, которое длится недолго. Ребята, а какой зверёк впадает в оцепенение, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку:
Маленькие зверьки,
серенькие шубки,
длинные хвосты
чёрненькие глазки,
остренькие зубки.
(мыши)
Так же в состояние оцепенения впадают полёвки и другие мелкие грызуны. Как же им живётся зимой? Мыши и полёвки основную часть времени приводят под снегом и в толще снега. Мы, проходя по снегу на лыжах и не представляем себе, сколько там, у нас под ногами, невидимых тоннелей, по которым бегают вечно голодные маленькие жители. В тех местах, где под снегом много разных коряг, веток и пней и где сам снег особенно глубок, устраивают они свои подснежные гнезда. Там они спят и даже выводят потомство. Чем же они питаются эти зверьки зимой? мыши и полёвки грызут укрытые снегом травы, кустарники, мхи. Собирают семена и плоды с деревьев и трав. При недостатке пищи или похолодании мелкие зверушки на несколько часов могут просто застыть в норке, свернувшись клубочком. У них понижается температура тела, замедляется дыхание. Такое оцепенение для них совершенно нормальное явление, зверьки легко выходят из него, стоит лишь немного с наружи потеплеть.
Физкультминутка:
Мы сейчас все дружно встанем,
отдохнём мы на привале…
вправо, влево повернись!
наклонись и поклонись!
лапки вверх и лапки вбок
и на месте прыг да скок!
а теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Другой разновидностью снижения активности у животных являетс зимний сон. Зимний сон – это более серьёзное состояние, чем оцепенение. Поэтому животное готовится к нему заранее. Ребята! кто из вас знает как животные готовятся к зимнему сну? (ответы детей (осенью как можно больше ест, чтобы запастись жиром, устраивает специальное зимовочное убежище, некоторые делают себе кладовые с запасами еды))
Однако, во время зимнего сна, глубоких перестроек в организме не происходит: температура тела, пульс и дыхание понижаются незначительно, животное остаётся тёплым на ощупь и довольно легко пробуждается. При оттепелях звери просыпаются и выходят побродить около своего зимнего жилья, а при похолодании опять укрываются в нем.
А сейчас отгадайте загадку про зверя, который спит зимой.
Зимой спит,
Летом – ульи воротит.
(медведь)
Вы знаете, что медведь зимует в берлоге, которую готовит себе осенью, в яме или под корнями упавшего дерева. Чаще всего медведь всю жиму проводит в берлоге, ничем не питаясь. И к тому времени, когда приходит. (Если взрослый медведь весит 120 кг., то за зиму он теряет 40 кг.) Медвежата в берлоге во время зимнего сна рождает и выкармливает медвежат. Обычно медвежат один или два.
Ребята! а каких животных вы знаете ещё, которые погружаются в зимний сон. (ответы детей (демонстрация фотографий)). Всю зиму барсук проводит в своей подземной норе, которая находится на глубине от 1 до 3 м. Барсук делает на зиму солидные продовольственные запасы, которые складываются в кладовочку. Но этого запаса зверьку не хватает на всю зиму, и поэтому с наступлением холодов барсук засыпает, изредка он просыпается, чтобы навестить свою кладовочку и подкрепиться.
А енотовидная собака, как и медведь под кожей к зиме накапливает толстый слой жира источник энергии. Во время долгого зимнего сна животные спят в собственных норах. Они их выстилает сухой травой и мхом. Зимний сон енотовидной собаки не глубок, она часто просыпается, а во время оттепели она даже выходит на поиск пищи.
Также в зимний сон погружаются тушканчики, хомяки (демонстрация фотографий).

Физкультминутка:
Хомка, хомка, хомячок,
хомка серенький бочок.
Хомка с солнышком встаёт
моет лапки, чистит рот.
И всё сделав по порядку
он идёт на физзарядку.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь, лень отбросим.

А сейчас мы узнаем, что такое зимняя спячка. Во время зимней спячки животное становится по – настоящему «холоднокровным», потому – что температура его тела лишь на несколько градусов превышает температуру воздуха. Частота дыхания и пульс уменьшается в 5 – 10 раз. По – настоящему «зимоспящие» животные не способны пробуждаться при потеплении. Если они залегли в спячку, то это на долго, их внутренние часы включают механизм «саморазогрева» только к моменту весеннего выхода из норы. В зимнюю спячку погружаются сурок (демонстрация фотографии) и всем вам хорошо известный зверёк. А кто это, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

В клубок свернётся
Взять не даётся.
(ёжик)
(Демонстрация фотографии ежа) Зимняя спячка у ежа длится очень долго с октября по апрель. Ёжик зимует в гнезде из сухой травы, листьев и мха.
Но есть и другие животные, которые ведут зимой активный образ жизни. Многих из них вы знаете и даже видели. Давайте назовем их. (ответы детей)
А сейчас давайте, ребята, отгадаем загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(лось)
Лось - это лесной великан, он весит 400 кг. И такому зверю нужно много еды, в среднем 20 кг за день. Медленно бродят лоси зимой по глубокому снегу, среди кустарников и молодых деревьев, объедая их побеги. Если встретят поваленную осину – обгладывают с нее кору. Но весь этот корм малопитательный, т.е. он дает мало тепла. И поэтому кормится лось все время. День ли, ночь ли – для него неважно. Иногда лось прерывается и отдыхает. Он закапывается в снег по самую шею.
А теперь загадка про другого зверька:
С веточки на веточку
прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
(белка)
Белки зимой все светлое время суток проводят в поисках пищи. Ловко перескакивать с дерева на дерево белке помогает красивый длинный, пушистый хвост. Он служит белке и как планер, позволяя парить во время прыжка, и как руль, для управления полетом, и как парашют, замедляя падение. Имея такой хвост, белка без вреда для себя совершает прыжки с самых высоких деревьев прямо на землю.
Передними лапками белка работает, как руками: срывает шишки, берет орешки. Шишки – любимый зимний корм белок. Острыми зубками она ловко срезает чешуйки, постоянно крутя шишку лапами. От шишки остается только тонкий стерженек да кучка чешуек. За день зверек должен опустошить 28 еловых шишек, а сосновых в 4 раза больше! Пережить суровое зимнее время белочке помогают сделанные осенью запасы. С помощью тонкого обоняния в глубоком снегу она находит спрятанные осенью желуди, орешки, грибы. Белка может учуять даже то, что лежит под снегом на глубине 30-40 см.
Гнездо у белочки необычное, в форме шара. Сложено оно из веточек и листьев с боковым входом. Внутри гнездо выстлано мхом, лишайником, это делает его очень тёплым. И даже при морозе в -10, в нем от 10 до 19 градусов тепла.
А теперь отгадайте загадку про следующего зверька:
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
(заяц)
Зимой зайцы кормятся корой деревьев и кустарников. Ночью зайцы без страха прокладывают прямые следы, но как только приходит утро, враги его просыпаются. Заяц начинает метаться из стороны в сторону, следы заметать. Когда светло станет, он ляжет спрячется в норке. Он её выроет прямо в снегу сядет мордочкой к выходу и дремлет в своем укрытии. Если кто его следует идёт, заяц первым его почует и успеет убежать. А бегать по снегу зайцу помогают удивительные лапы, их подошвы зимой обрастают густыми и мягкими волосками. Одетые такой войлочной подушкой, пальцы лап сильно раздвигаются. Вот и получаются у зайца собственные лыжи. На самой гладкой поверхности льда не скользят его удивительные лапы.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд –
Он подпрыгнул десять раз.

Ребята, отгадайте загадку про следующего зверька:
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной.
Снег разгребает,
Мышек хватает.
(лиса)
Лисица издавна считается злейшим врагом зайцев. Лисы действительно ловят зайцев, но крайне редко. В основном зайчат. Главная пища лисиц – грызуны (прежде всего мыши и полевки). Лисью охоту на грызунов в народе называют мышкованием. Лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать за 100 метров, такой у нее отличный слух… И вдруг зверь изящно подпрыгивает и начинает быстро-быстро рыть снег. Так она охотится на мышей. Отдыхают лисицы прямо на снегу в открытых логовах, которые расположены на возвышении – чтобы хорошо видно было все, что происходит вокруг.
Ребята, вы узнали, как зимуют звери в наших лесах, а сейчас, я расскажу вам, как живут насекомые зимой.
С наступлением зимы главным оборонительным средством у насекомых является глубокий покой, когда движение и развитие прекращаются, а сама жизнь едва – едва теплится. Так, экономно расходуя питательные запасы, дожидаются насекомые весны. Одни – зимуют во взрослом состоянии, другие в виде яиц, личинок или куколок. Разные насекомые зимуют по-разному. И сейчас мы с вами узнаем, как зимует одно из распространенных насекомых. Но сперва отгадайте про него загадку:
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(муравьи)
Муравьи поздней осенью забираются в глубокие до 1 метра подземные камеры и там, сбившись в большой ком, впадают в оцепенение до весны.
Еще одно насекомое, которое вам тоже хорошо известно. Загадка про него:
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
( кузнечик)
Осенью взрослые особи кузнечиков гибнут. Но до этого самка кузнечика откладывает яйца, но не под открытым небом, а в самые глубокие щели и трещинки в земле, заботясь об их сохранности. Всю зиму яйца лежат в земле. Весной из них выклевываются личинки, которые выйдут наружу только в мае.
А теперь мы узнаем, как зимует другое насекомое. Вот про него загадка:
Шевелись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)

Ребята! А вы знаете, что бабочки зимуют по-разному?
Например, всем вам хорошо известна крапивница зимует во взрослом состоянии. Она забивается в дупла, под кору деревьев. Сидит там, сложив крылышки, а жизнь в ее тельце пульсирует еле-еле, чтобы хватило питательных запасов до весны. И уже в начале весны, как только пригреет солнышко, видим мы эту яркую, как огонек, бабочку.
А вот у бабочки капустницы зимние тяготы выпадают на долю куколок. Те гусеницы, которым удается дожить до осени, забираются на стволы деревьев, на заборы и превращаются в куколок, а чтобы не свалиться они опоясывают себя прочной, шелковой ниткой. Пригреет в апреле солнышко, и выберутся из-под куколочных покровов белые бабочки.
А есть среди наших бабочек настоящие путешественники, которые как птицы с наступлением холодов улетают на юг, а весной возвращаются обратно. Это адмиралы и репейницы.

Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся
(Туловище влево, вправо),
Больше спать не захотел
(Туловище вперед, назад),
Шевельнулся, потянулся
(Руки вверх, потянулись),
Взвился вверх и полетел
(Руки вверх, влево, вправо).
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется
(Покружиться).

Любимая всеми вами божья коровка зимует во взрослом состоянии. Уже в конце августа эти жучки в большом количестве до нескольких тысяч собираются в подстилке на опушках лесов. а когда сойдет снег и солнце подсушат листву, коровки выползут из своих убежищ.
Осы и шмели осенью умирают. Остаются только несколько самок, которые зимуют в одиночке. Укрывшись под корой деревьев, в трухлявых пнях.
Мы с вами узнали о том, как зимуют звери и насекомые. А сейчас давайте поговорим о наших пернатых друзьях, о птицах. Как же они живут зимой? Для птиц в это время года наступает особенно тяжелая пора. Страшнее холода для птиц - голод. Ведь сытому мороз не страшен. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идет. Если за зиму не исхудать, и жир под кожей сохранить, то даже лютый холод, который сквозь перо пройдет и тот не опасен: не может жировую подкладку заморозить. Да вот беда, зимой пищу отыскать нелегко. Особенно трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми. Ведь теперь им приходится переходить на шишки, орешки, зерна. А этот корм нужно еще поискать. Зимой на растительную диету вынуждены перейти поползень и еще одна птица, послушайте про нее загадку и узнаете кто это:
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(дятел)
Трудное время легче пережить сообща. И вот зимой собираются птицы в стайки. Ребята! как вы думаете, почему в стае легче прожить? (ответы детей).
Ведь стае как? Нашел один корм, сразу всех оповестил все сыты будут, опасность вовремя заметить легче. всегда кто-нибудь на страже пока другие кормятся или дремлют. так что никак маленькой птичке нельзя зимой быть одной. вот и сбиваются птицы в стайки.
Зимой можно встретить стайку красивых птиц – щеглов. Мимо них не пройдешь, чтобы не залюбоваться. Уж очень красивое у них оперение. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди – ярко-коричневые, на крыльях широкая желтая полоса. У щеглов тонкий клюв. Он им как пинцетом достает семена из колючих корзинок чертополоха и репейника. А короткие жесткие перья на голове защищают птиц от колючек. Любимая пища щеглов – семена чертополоха.
А вот любимой пищей клеста – еловика являются сосновые и еловые шишки. Только немногие другие птицы едят семена хвойных. Именно своеобразным питанием объясняются многие явления в жизни этих птиц. Например, особая форма клюва надклювье и подклювье скрещиваются между собой, их острые концы выдаются по бокам клюва. И еще высиживание птенцов у клеста – еловика происходит зимой. Когда птенчики покидают гнездо, чешуйки на шишках начинают отгибаться, поэтому молодым птицам легче доставать семена.
Ребята, а вы знаете птиц, которые прилетают к нам зимовать, а с наступлением весны улетают?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири).
Питаются снегири ягодами рябины, семенами ольхи. А любимое лакомство для снегирей – семена ясеня.
Кроме снегирей прилетают зимовать к нам еще одни птицы. Давайте отгадаем кто это?
Как пришла пора метелей,
Налетели… (свиристели)
Заскрипели, засвистели
Все до ягодки поели.
Эту птичку легко узнать по хохолку на голове и шелковистому блеску оперения. Зимой меню свиристелей состоит из плодов и ягод боярышника, рябины, барбариса, шиповника и сирени. Свиристель за день съедает пищи в 3 раза больше, чем весит он сам.

Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

Кроссворд «Зимующие птицы»
По горизонтали:
4. Северный гость с рыжим хохолком, любит плоды рябины. (Свиристель) 6. красногрудый северный гость, который любит семена, ест и сальце. ( Снегирь).
По вертикали:
1. Большая серая птица с черными крыльями, хвостом и головой. (Ворона) 2. Эту птицу в народе зовут «зизьзивер».(Синица) 3. Оперение этой птицы чаще сизое; весной она воркует. (Голубь)
5. Видали вы его не раз,
Он скачет в двух шагах от нас.
«Чирик-чирик, чирик-чирик»,
Кто к этой песне не привык? (Воробей)
7.Черная птица с серой шейкой и очень светлыми глазами. (Галка)

3
1 2
4 5

6 7





Молодцы, ребята, решили кроссворд.
Наша с вами встреча подошла к концу. теперь давайте узнаем, кто больше всех набрал шишек. Подсчет шишек, определение и награждение победителей (три призовых места).

3.Литература

1. Бородина О.Е., Грюкова Л.А., Золотухин В.В. Экологическое краеведение. Зоология, книга 1. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения,2008.
2. Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир, 3 класс, Занимательные материалы. - Волгоград: Учитель,2008.
3. Сухин И.Г.800 загадок - 100 кроссвордов. - М.:Новая школа,1996.
Категория: Методические разработки | Добавил: IrinaBelyaeva
Просмотров: 397 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]