Творческие конкурсы для детей, родителей, педагогов!
Свидетельство СМИ Эл № ФС77-62591 от 31.07.2015г.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с использованием региональных компонентов в старшей группе "Удивительный песок"
СКАЧАТЬ (25.2 Kb) 24.12.2019, 08:04
Конспект НОД
по опытно-экспериментальной деятельности с использованием регионального компонента в старшей группе
Тема: "Удивительный песок"

Выполнила:
Муратова Галина Николаевна

Цель: уточнять и закреплять знания дошкольников о родном селе и его ресурсах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;
- уточнить знания о том, что песок неживая природа;
- показать значение его в жизни человека.
Развивающие:
-развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой;
-развивать творческие способности детей;
-развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
-соблюдать правила безопасности при работе с песком;
-стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и интерес к своей малой Родине;
-воспитывать бережное отношение к неживой природе нашей местности;
-воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, песок, вода, тарелочки, ложки, пипетки, воронки, прозрачные стаканчики, палочки, подносы с песком для рисования, влажные салфетки, тарелочки, фартуки.
Предварительная работа: наблюдение за неживой природой, загадывание загадок, проведение бесед о достопримечательностях нашего села, о песке и его пользе, дидактические игры «Необычные следы», «Что я знаю о пустыне», «Узоры на песке».
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая большая страна в мире. Территория нашей страны покрыта густыми лесами, бескрайними степями, высокими горами, полноводными реками и прозрачными озерами.
- Ребята, у каждого жителя земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт. А по- вашему, что такое Родина? (это улица, дом, цветы…)
«Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей
И в саду смородина – это тоже Родина!»
Воспитатель: Скажите, а как называется село в котором мы живём?(село Новоегорьевское)
Расположилось оно на южном побережье соленого водоема Горького-Перешеечного, в зоне лесостепи, обрамляющий Барнаульский знаменитый ленточный бор.
Озеро Горькое любимое место отдыха гостей района, оно является памятником природы. На озере с ровным дном и равномерно нарастающими глубинами отдыхает множество туристов, которые отдыхают на песчаных берегах нашего озера.
Презентация «Достопримечательности нашего села»
Слайд 1.Общественные места.
Слайд 2.Ленточный бор.
Слайд 3.Побережье озера «Горькое».

- Ребята, а где еще в нашей местности встречается песок?(В карьере, в лесу, в песочнице)
- А вы хотите узнать, как образуется песок? Я предлагаю посмотреть вам видео.
(Показ видео №1. «Как образуется песок?».)
- Ребята, а где использует песок человек? (тушат пожары, зимой посыпают дорожки, в строительстве, при изготовлении стекла, песочных часов).
- А вы хотите узнать, где еще используют песок?(Да)
Давайте посмотрим на экран и узнаем.
(Показ видео №2. «Где используется песок человеком?».)
- Где в нашей местности мы с вами можем встретить песок? (на озере, в строительстве, в лесу, в песочнице, в карьере).
- По вашему мнению, следует быть осторожными с песком? (Да)
- Ребята, давайте вспомним вместе правила обращения с песком?
- Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться.
- Нельзя песок сыпать на себя и на друзей.
- Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться.
- После игры с песком - помой руки.
- Молодцы, эти правила нужно соблюдать, чтобы не навредить себе и другим.
Воспитатель: Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты.
- Вы готовы?
Дети: Да.
- Ребята, мы с вами будем исследовать песок нашей местности.
- Песок - это живая или неживая природа? (неживая)
- Почему? (живая природа дышит, пьет воду, растет)
- Ребята, что такое песок? (Полезное ископаемое)
2. Практическое экспериментирование.
Воспитатель: Песок – одно из самых удивительных веществ на планете. Чтобы узнать свойства песка, нам необходимо пройти в лабораторию.
- А что такое лаборатория? (Лаборатория - это оборудованный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты)
- Ребята давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать в лаборатории?
- работать аккуратно;
- не мешать друг - другу;
- не торопиться.
Воспитатель: Молодцы, правила вы знаете. Прошу всех занять свои рабочие места.
Опыт № 1
«Просыпается ли песок через воронку?»
Работа с воронкой.
- Ребята, давайте попробуем просыпать сухой песок через воронку. При помощи ложки наберите сухой песок и поместите его в воронку.
Воспитатель: Если песок просыпается, то он какой?
Дети: сыпучий, легкий, рассыпающийся, сыпется легко.
Вывод: сухой песок легкий, сыпучий.
Опыт № 2.
«Из чего состоит песок?»
Работа с лупой.
- Ребята, что бы хорошо рассмотреть песок нам потребуется лупа.
Воспитатель: Давайте возьмем ложкой небольшое количество песка и насыпаем на белый лист. В правую руку берем лупу и внимательно рассмотрим песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются?
Дети: (индивидуальные ответы): по размеру (большие - маленькие), по форме (круглые, квадратные, овальные и т.д.), по цвету (светлые-темные, белые, коричневые, желтые).
Воспитатель: - А как вы думаете, они скреплены между собой?
Дети: нет, он сыпучий, их можно разделить по одной.
Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок, разного цвета и разного размера.
Опыт № 3.
«Имеет ли сухой песок запах?»
Воспитатель: Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок?
Необходимо взять аккуратно в руки тарелочки с сухим песком и понюхать. Не забывайте, что песок вдыхать опасно. Нужно просто понюхать.
Дети: песок не пахнет.
Вывод: сухой песок не имеет запаха.
Опыт № 4.
«Имеет ли запах мокрый песок?»
Работа с пипеткой.
- Ребята, наберите воды в пипетку и налейте на сухой песок.
- Что с ним произошло? (изменил цвет, стал мокрым, влажным.)
- Ребята, понюхайте мокрый песок. (имеет специфический запах)
Вывод: Мокрый песок меняет цвет, форму, имеет специфический запах.
Опыт № 5.
« Растворяется ли песок в воде?»
Воспитатель: Сейчас мы с вами это проверим.
- Ребята насыпьте немного песка в прозрачный стаканчик и размешайте его палочкой.
- Что произошло? (песок не растворяется в воде, он опустился на дно, песок тяжелее воды)
Вывод: песок не растворяется в воде, он тяжелее воды.
3. Игры с песком.
- Ребята, а сейчас я прошу вас пройти в нашу творческую мастерскую.
- А как же узнать, какой песок на ощупь?
Воспитатель: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому на нем можно рисовать пальцем и если аккуратно потрясти наш поднос, то изображение исчезнет и можно нарисовать что-то другое, а еще можно с песком поиграть.)
-Ребята, вы хотите поиграть с песком? (Да)
- прикоснуться кончиками пальцев;
- прикоснуться внутренней стороной ладони, а потом внешней;
- идут медвежата (кулачками переступают);
- ползут змеи (ребром ладони волнистые линии);
- идет лисичка (дети пальцами шагают);
- бегут жучки (ребенок двигает всеми пальцами).
- Ребята, я хочу узнать какие впечатления у вас остались от занятия? Если хорошие, то нарисуйте веселый смайлик, а если плохие, то грустный. (Дети вытирают руки влажными салфетками)
4. Итог занятия:
- Ребята, где в нашей местности встречается песок?
- Что нового и интересного вы узнали на занятии о песке?
- Ребята, вам понравилось проводить опыты?
- Какой опыт вам понравился больше всего?
5. Сюрпризный момент.
- Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Этот волшебный песок для рисования остается у нас в группе, и вы в свободное время можете рисовать. У вас обязательно все получится. Ведь он волшебный!
- Воспитатель: благодарю вас дети, вы очень хорошо работали в лаборатории. После работы необходимо помыть руки.

Литература
1. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
2. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М. : Сфера, 2007
Категория: Методические разработки | Добавил: MuratovaG
Просмотров: 788 | Загрузок: 233 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]