(75.9 Kb) | 01.02.2020, 15:27 |
При обучении студентов нам необходимо максимально использовать мышление. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существующих свойств и отношений вещей. Это объективный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач, тогда как теоретическое мышление направлено на отыскание общих закономерностей (исходной основы), ответ - вторичным (результат развития, т.е. вопрос предполагает ответ). Этот метод предполагает мыслительное умение сравнивать, делать умозаключения, свести в единое целое различные данные Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются: понятия, суждения, умозаключение. Словесно - логический метод обучения разработали А.И.Гончарук и В.Л. Зорина – сотрудники ИПК. Патент No126 от 29.03.1996г. Экспертного Совета Международного педагогического изобретательства. А.И. Гончарук говорил на своих лекциях о том, что если человек не признан умственно отсталым, он способен мыслить. Мыслит человек понятиями. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Суждение - это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что – либо, о чем либо. Например, клевер - это растение. Если в нашем сознании мелькают только одни представления, а не было бы их логического сцепления, то не могло бы быть процесса мышления. Жизнь слова реальна лишь в речи, в предложении. Понятия живут в качестве суждений. Суждение, из которого выводится умозаключение – это операция мышления, в ходе которой из составления ряда посылок выводятся новые суждения. На понимании этих процессов основан словесно-логический способ обучения. Примерная схема позволяет работать над развитием мышления у студентов. (Приложение No 1). Дано правило составления вопросов-суждений. Это: вопросное слово – понятие – глагол - понятие - второстепенные члены предложения. Например, почему Куликовскую битву называют Сталинградом 14 века? Признаки окружающего мира начинаются с анализа (членения), средством которого является вопрос, а заканчиваются синтезом (соединением) средством которого является ответ. Следовательно, анализ и синтез это есть единство противоположностей процесса познания. Между вопросом и ответом существует диалектическая зависимость, при которой вопрос всегда оказывается первичным. Это естественное принуждение, высшей формой которого является самопринуждение, яркая состязательность, различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу каждого обучающегося. Сила данного метода – получать новые знания без наблюдения и опыта, а лишь при помощи рассуждения и мышления. Исходное должно быть истинным. Рассуждение должно быть правильным. Логика помогает систематизировать и обобщать знания. Элементарной частицей мысли является понятие. Технологический стержень обучения - анализ понятий. В мыслительную деятельность обучающихся, я включаю операции с понятиями: -определение понятия -деление понятия (объем) -обобщение понятия -ограничение понятия -формулирование проблемных вопросов -нахождение противоположностей -выявление противоречий -нахождения путей решения противоречий. Работа: -индивидуально -реже в группах (например, по материалам прессы, при проведении гражданского форума, при обучающем зачете). Развивается процесс вывода знаний самими студентами. Критерий оценки задает преподаватель в начале занятия. Например: 20баллов -5 15 баллов-4 10 баллов-3 Вопрос-суждение стоит 2 - балла, ответ-2балла; противоречие - 3 балла; понятие -1 балл. Обучающийся сам считает баллы и оценку за них. Это важная мотивация в получении лучшей оценки и в этом проявляется самопринуждение обучающегося. | |
Просмотров: 387 | Загрузок: 179 | |
Всего комментариев: 0 | |