30.09.2019, 15:48 | |
с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» Автор: Абрамова Елена Андреевна Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света. 2. Формировать навыки исследовательской деятельности. 3. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы. 4. Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности. 5. Активизировать словарь детей. 6. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи. Оборудование и материалы: Макет солнечной системы, фонарики, прозрачные пленки, светофильтр, деревянные брусочки, кусочки ткани (плотная и не плотная), кусочки бумаги (писчая+картон), схемы опытов, настольная лампа, проектор. Ход деятельности: Мотивационно - ориентировочный этап Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это? Дети: Да. Поисковый этап Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол, что вы видите? Дети: Коробку. Воспитатель: Хотите узнать, что в ней находится? Дети: Да, очень хотим! Воспитатель: Предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в нее. (Дети по очереди смотрят в отверстие коробки и отвечают, что ничего не видят.) Воспитатель: Что вы увидели? (…….) Как вы думаете, почему вам ничего не видно? Дети: В коробке темно и нет света. Воспитатель: Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки? Дети: Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее. Воспитатель: А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Дети: Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие коробки. Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос: Что вы увидели в коробке? Дети смотрят и высказывают предположения: космос, планеты, невесомость, шарики. Воспитатель: Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки? Дети: Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы. Дети и воспитатель открывают коробку. Практический этап Воспитатель: Маша, покажи, где находится солнце? Солнце – это звезда, которая излучает свет. Воспитатель: Солнце – это естественный источник света, которая создала природа. Оно светит всегда и никогда не гаснет. Воспитатель: Ребята, а что еще можно отнести к естественным источникам света? Дети: Свет от луны, звезд, молния, светлячок, …. Воспитатель: А фонарик – это естественный источник света? (нет). Верно, помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал и создал человек, для своего более комфортного существования. Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться? Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички. Воспитатель: Верно, молодцы. Воспитатель: Ребята, а что же такое свет? И какими свойствами он обладает? Дети: предположительные ответы (источник энергии, это чтобы вечером не пугаться……) Воспитатель: Ребята, что же такое свет? И какими свойствами он обладает? Разобраться нам в этом поможет наш друг мальчик-ученый Наураша. Предлагаю пройти к нему в лабораторию. Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории: 1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. 2. Внимательно слушать научного руководителя. 3. Приступать к выполнению опыта только после указания. 4. Пробовать на вкус, брать в рот, нюхать – в лаборатории запрещено. 5. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место. Все вместе отправляются в лабораторию. Воспитатель: Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. Сегодня мы с нашим маленьким ученым Наурашей отправляемся в лабораторию, где он нас познакомит со свойствами света. Наураша рассказывает детям: 1. Что такое свет? 2. Мы видим благодаря свету Воспитатель: Какой же молодец наш друг Наураша, как интересно он рассказывает. Ребята, а что же такое все-таки свет? Что вы поняли? Дети: Свет – это лучи, расходящиеся от солнца. И, одновременно, крошечные частички – фотоны. Наураша подготовил для нас интересные опыты, из которых мы узнаем свойства света. Прежде всего для всех опытов со светом нам необходим датчик освещенности – божья коровка. Давайте начнем. Опыт №1.Что нам предлагает сделать мальчик Наураша "Измерение силы света фонарика и экрана". Послушаем. Воспитатель: Посмотрите на шкалу освещенности – при ярком свете, она заполняется полностью, а при слабой освещенности – шкала может меняться. Воспитатель: давайте сделаем вывод: почему экран не такой яркий как фонарик? Дети: экран не должен быть таким ярким как фонарик, потому что если экран будет таким же ярким, то у нас испортиться зрение. Воспитатель: Всё верно. Давайте послушаем дальше Наурашу. Опыт №2. Наураша: «Свет – самая быстрая штука на Земле и даже во Вселенной! Он летит быстрее всех!» Воспитатель: Ребята, представьте себе, ученые доказали, что свет за одну секунду может пролететь вокруг земного шара по экватору семь с половиной раз! А от Солнца до Земли Свет проходит за 8 минут. Наураша предлагает провести еще один эксперимент. Слушаем и проводим измерения с Наурашей. Ребенок комментирует, что делает. Воспитатель: Ребята, что вы заметили, проводя этот опыт? (Освещенность стала меньше, когда датчик мы направили в угол. Так как в темный угол добирается не весь свет, часть теряется по дороге) Воспитатель: Всё верно. Ребята, я вам приготовила схемы, которые подходят к нашим опытам и я предлагаю найти схему, которая нам сейчас подходит, и прикрепить ее на планшет. Опыт №3. «Создание комфортного света» (Создание темноты и рабочего комфортного освещения под лампой). Воспитатель: А кто подскажет, как нам создать темноту около датчика? (закрыть тряпочкой, коробочкой) Воспитатель: Давайте измерим освещенность под рабочей школьной лампой. (Достать лампу) Воспитатель: Вот вы, ребята, скоро станете первоклашками, пойдете в школу, будете дома делать домашнее задание, а как думаете, после проведенного эксперимента, где комфортнее будет выполнять их: в темноте или за столом при освещении рабочей лампы. Дети: за столом под рабочей лампой. Воспитатель: Всё верно. Давайте найдем схему и наш вывод прикрепим на планшет. Что же еще предлагает нам Наураша. Слушаем и проводим измерения с Наурашей. Опыт №4. «Прохождение света через объекты. Способность света проникать или не проникать через предметы» Наураша «Свет умеет проникать сквозь прозрачные вещи. Именно поэтому мы их так и называем. Вот, например, стекло – прозрачное!» (эксперимент со светофильтром – зеленым) – освещенность уменьшилась. Все потому, что через фильтр прошла только часть света. Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем провести этот опыт в парах. Пройдите, пожалуйста, за столы. Посмотрите, на подносе у вас лежат разные предметы, что это за предметы, ребята? (тряпочки, дощечка, картон, бумага писчая) - Ребята, все эти предметы вам необходимо разделить на 2 группы: в первую группу - к черной метке вы должны положить предметы, которые свет не пропускают, а во вторую группу – к желтой метке предметы, которые свет пропускают. - Ребята, что у вас получилось? (А у вас как?.....) - А вся ли ткань (бумага) одинаково пропускает свет. Почему? (ответы детей) - Ребята, что мы узнали из проведенного опыта? Через какие предметы свет проходит? - А через какие предметы свет не проходит? Воспитатель + Дети: Вывод: Значит, свет может проникать через прозрачные (не плотные) предметы, а через непрозрачные (плотные) предметы – не проходит. Воспитатель: Всё верно. Давайте мы найдем схему и прикрепим ее на планшет. - Наведите, пожалуйста , порядок на своем рабочем месте и присаживайтесь на стульчики. Рефлексивно-оценочный этап Воспитатель: Молодцы, ребята, мы поработали на славу. Сегодня мы начнем с вами собирать журнал опытов по теме «Свет» и давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о свете, о его свойствах? С чем нас познакомил мальчик – ученый Наураша в своей лаборатории. (Сидя сложить схемы в журнал) Дети: Мы узнали, что такое свет, о том, что освещенность в разных местах комнаты разная, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные. Воспитатель: Ребята, вы все отлично справились с заданиями, вы молодцы, а с остальными схемами опытов Наураша нам предлагает познакомиться в следующий раз. | |
Просмотров: 600 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |