28.02.2020, 20:03 | |
Воспитатель: Лоц Светлана Владимировна Методическое пособие «Веселый паровозик» для развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста Пособие «Веселый паровозик» - это плоскостные вагончики основных цветов, соединенные между собой с помощью разноцветных шнурков. Каждый вагончик – самостоятельная дидактическая игра. К каждому вагончику прилагается описание, материал для работы с детьми и художественное слово – сопровождение. Задачи пособия: *развитие мелкой моторики; *способствовать развитию речи как средства общения, развитию формирования словаря, грамматического строя речи; *учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; *способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания; *учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами; *развивать способность детей узнавать предметы по словесному описанию. Игра «Шнуровка» Цель: Развивать мелкую моторику рук (шнуровать, манипулировать деталями), обогащать словарь детей (использовать в активной речи слова – части паровоза: кабина, колеса, труба, окно). 1 вариант. Ход игры: Воспитатель показывает паровоз и читает четверостишие: «Запыхтел паровоз, и вагоны повез. Пых-пых-пых, чу-чу-чу, с ветерком прокачу!» Затем предлагает детям собрать паровозик, зашнуровать колеса и вагончики. 2 вариант. Игра «Расставь вагоны по порядку» (4-5 лет) Цель: Развивать мелкую моторику рук (шнуровать, манипулировать деталями), закрепить счет. Ход игры: Воспитатель показывает детям паровоз с вагонами и предлагает прицепить вагончики к паровозу, но это нужно сделать в определенной последовательности, зашнуровывая вагончик под определенной цифрой. Вагончик №1 Цель: Обогащать словарь детей (использовать в активной речи названия фруктов); закреплять знание основных цветов, развивать умение манипулировать деталями. Ход игры: Педагог предлагает детям помочь ежику, проговаривая потешку: «Ёжик фрукты собирал, и на зиму напасал. -Помогите, помогите, все в корзиночку сложите!» Дети закрепляют на вагончик изображение ежика и корзинки, затем собирают по очереди груши и яблоки, проговаривая название фрукта и его цвет, и складывают их в корзину. Вагончик №2. Игра «Друзья» (3-4 года) Цель: формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей. Ход игры: Воспитатель предлагает детям прикрепить на вагончики картинки с изображением маленьких по размеру животных, себе же оставляет изображения больших по размеру животных. Затем показывает детям картинку, например, собаки, и говорит: «Собаке грустно. У нее нет друга. Давайте поможем собаке найти друга». Ребенок ищет подходящую картинку с изображением другой собаки. Далее, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что у большой собаки друг маленькая собачка, и просит ребенка повторить (собачка). Если ребенок затрудняется, воспитатель ему помогает. Вагончик №3. Чтение потешки «Наши уточки с утра» (3-4 лет) Цель: Учить детей различать и называть птиц, о которых говорится в потешке, понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражание. Ход игры: Воспитатель просит детей прикреплять к вагончику картинки, проговаривая их содержание: «Выглянуло солнышко и проснулись уточки» (ребенок показывает и прикрепляет картинку). Проснулись, закрякали кря-кря-кря. Как закричали уточки? (Хоровой и 3-4 индивидуальных ответа). Воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать слова: «выглянуло…солнышко, проснулись…уточки, проснулись и …закрякали». Проснулись и гуси (новая картинка). Пошли на пруд поплавать. Идут, кричат: га-га-га! Как гуси кричат? Куда гуси идут? (ребенок повторяет и прикрепляет картинку на вагончик). -Солнышко выглянуло и индюк проснулся. Вот какой он индюк (ребенок выбирает картинку и прикрепляет к вагончику): сам большой, хвост колесом. По двору индюк ходит, сам с собой разговаривает: бал-бал-бал. Как индюк сам разговаривает? (ребенок повторяет звукоподражание). И курочки проснулись. «Ко-ко-ко». Кто проснулся? Как вы догадались, что это курочки проснулись? (ребенок повторяет звукоподражание и прикрепляет картинку к вагончику). Далее воспитатель голубей и петуха, напоминает как они кричат, проснувшись рано утром. Затем читает потешку «Наши уточки с утра». Повторяет потешку 1-2 раза, поощряя попытки детей повторять звукоподражания. Игра «Кто что умеет делать?» (4-5 лет) Цель: Учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Ход игры: Воспитатель дает ребенку картинку с изображением животного и задает вопрос: как кричит, что любит делать? После ответа ребенок прикрепляет картинку к вагончику паровозика. Например: уточки – крякают, плавают в речке, щиплют травку, гуляют по лугу. Вагончик №4. Дидактическое упражнение «Кто, что ест?» (4-5 лет) Цель: Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова: зерно-зернышки, капуста, корочка. Ход игры: Перед детьми на столе педагог выкладывает вагончик и картинки, дети рассматривают и называют их. Воспитатель показывает зернышки, капусту, хлебную крошку и предлагает угадать, для кого приготовлен корм: «Вот тебе, Вова, хлебную крошку. Что я тебе дала? Кого ты угостишь этой коркой? Если ребенок ошибается и вручает корочку птичке, та «протестует». Например, начинает петь так: «Цу-ви, цу-ви. На столе стоит корм, который я люблю гораздо больше. Это корочка не для меня». После того как корм разложен, воспитатель уточняет кто, что будет есть: птичка-синичка – зернышки, зайка – капусту, мышка – корочку, медведь – малину, кошка – молоко. Каждый ребенок прикрепляет свои картинки на вагончик. Игра «Какой, какая?» (4-5 лет) Цель: учить подбирать прилагательные к существительным; активизировать усвоенные ранее слова. Ход игры: Воспитатель берет карточку и спрашивает у детей, что изображено на ней. Затем дети по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному изображению. Например: Медведь какой? (бурый, косолапый, неуклюжий…). После ответа ребенок прикрепляет картинку к вагончику. Вагончик №5. Игра «Заяц с овощами» (3-4 года) Цель: Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрасты по величине; знакомить детей с понятием «величина» (маленький, большой). Активизировать познавательную, игровую деятельность детей. Ход игры: Воспитатель на столе перед детьми выкладывает вагончик и картинки, читает четверостишие: «Привез паровоз овощей целый воз. А что любит Зайка? Быстрее отгадай-ка!» Дети берут изображение зайчика и корзинки прикрепляют к вагончику, и из предложенных морковок, выбирают сначала большие, потом маленькие морковки и складывают их в корзину. Вагончик №6. Игра «Петушок с семьей» (3-4 года) Цель: развивать подражание речевыми звуками, способность у детей узнавать предметы по словесному описанию (петух, курица, цыпленок); развивать мелкую моторику. Ход игры: Педагог выкладывает на стол вагончик и читает четверостишие: «Паровоз загудел, петушок в вагон влетел. -Ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, уезжаю далеко. А со мной – моя семья, едет в дальние края!» Затем предлагает детям посадить семью петушка в вагончик, при этом сопровождая действия звукоподражанием. Игра «В гости к сказке» (4-6 лет) Цель: учить называть героев сказок и рассказывать знакомые сказки, придумывать свои. Развивать внимание, память, речь, творческое изображение. Ход игры: Педагог читает четверостишие: «Запыхтел паровоз, и вагончики повез. Пых-пых-пых, чу-чу-чу, с ветерком прокачу!» Затем предлагает детям назвать пассажиров едущих в вагоне, вспомнить и назвать сказки, в которых герои встречаются. Педагог предлагает детям придумать свою сказку с этими героями. Методические рекомендации Дидактическое пособие «Паровозик» многофункциональное, может использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми разных возрастов. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. В игре можно каждый раз придумывать различные истории, отправляться в путешествие на разноцветном паровозике, тем самым развивая творческую активность детей. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами. Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия: • «Назови ласково» • «Кто это?» • «Придумай картинку» • «Когда это бывает» • «Отгадай, какого цвета» • «Найди такой же» • «Больше-меньше» • «Назови одним словом» • «Где это? • «Части суток» | |
Просмотров: 576 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |